Курсовые работы 2019-2020 уч. года. Направление подготовки 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", профиль "Психология образования"

Основной целью курса «Психологическая диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста (с практикумом)» является изучение основ и методов современной психолого-педагогической диагностики и формирование диагностических навыков.

 Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой:

  • сформировать навыки диагностической работы с различными возрастными группами;

  • сформировать навыки адаптации и самостоятельной разработки диагностических методик. 

- освоить основные понятия психодиагностики и умение оперировать ими;

- определить связи теоретических положений психодиагностики с практикой;

- изучить особенности  психолого-педагогической  диагностики детей дошкольного и школьного возраста, основанной на принципах изучения детской психики.

          - сформировать способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;

    - сформировать способность проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся

Иностранный язык является обязательным базовым курсом, нацеленным на формирование иноязычной компетенции в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме, переводе) и включающим различные языковые уровни подготовки (фонетический, грамматический, лексический, стилистический).


Основная цель курса «История»:

- сформировать у студентов четкие теоретические знания о предмете «история», о ее функциях и месте в системе гуманитарных наук; закрепить знания об основных этапах и содержании истории России, об экономическом, социальном и политическом развитии нашей страны, о ее культуре и особенностях общественного сознания.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Предшествующих дисциплин не имеет

 

Дисциплина является предшествующей для дисциплин:

·       Философия

·       Политология

·       Право


В ходе освоения дисциплины "Философия" студенты должны ознакомится с основными проблемами философии и способами их решения. В результате освоения курса учащиеся должны:

 

Знать: категориальный аппарат философии как теоретическое ядро мировоззрения,   логику формирования философских знаний и основных этапов философии

Уметь: связывать  философию с жизнью, с факторами культурной и духовной эволюции человечества.

Владеть: элементами философской культуры (через разъяснение терминов, чтение философских текстов), представлениями  о целостном характере гуманитарного знания, о взаимосвязи знаний о человеке с развитием общефилософских идей.

 

Место дисциплины в составе ООП: Б.1. Базовая часть


К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных  дисциплин в средней школе.


«Философия» является предшествующей для дисциплин «Политология», «Правоведение».



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая цель курса «Правоведение» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие. Данная цель подчиняется задаче правового воспитания студентов и формированию законопослушного гражданина.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Предшествующие дисциплины:

- История

- Культурология

- Философия

 

Дисциплина является предшествующей для дисциплин: не имеет


Основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социальной статистики.


Изучение и настройка современного программного обеспечения и владение правилами работы в компьютерных сетях различного типа на уровне квалифицированного пользователя.

Цель курса ‑ сформировать и пропагандировать знания, направленные на безопасность человека в среде обитания: в различных жизненных ситуациях (производственная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, безопасность при различных чрезвычайных ситуациях, при авариях и катастрофах).

Задачи курса:- сформировать профессиональную культуру безопасности, под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.


Цель курса – формирование у студентов понимания основных закономерностей психического развития человека в онтогенезе и возможностей учета этих закономерностей в процессе обучения и воспитания.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- познакомиться с основными концепциями развития человека;

- рассмотреть возрастную периодизацию развития человека; связи между возрастами, преемственность и влияние на развитие последующих возрастных ступеней;

- проанализировать основные линии развития на различных возрастных ступенях (биологическое, психологическое, социальное);

- охарактеризовать психологическую специфику когнитивной, эмоционально-волевой сферы, сферы самосознания и соответствующие нормативы развития для различных возрастов;

- охарактеризовать психологическую специфику деятельности и общения для различных возрастов;

- познакомиться с принципами использования основных диагностических методик изучения психологических особенностей развития на различных возрастных ступенях.

Основная цель курса – формирование навыков применения качественных и количественных методов психолого-педагогических исследований, навыков адаптации и самостоятельной разработки качественных и количественных методов психолого-педагогических исследований, а также продолжение формирования у студентов представления о психических особенностях человека,

В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи:

·        научить проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогического исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;

·        сформировать умение осуществлять выбор стандартизированных  диагностических методик, позволяющих получать достоверные результаты;

·        выявить особенности качественных методов психолого-педагогических исследования;

·        выявить особенности количественных методов психолого-педагогических исследования;

·        изучить особенности применения методов исследования в разных условиях и для разных возрастных групп;

·        формировать и совершенствовать практические умения и навыки студентов в выборе методов психолого-педагогических исследований

Все сферы жизни и деятельности многонациональной школы проецируются на межнациональные отношения, поэтому необходимо подвергнуть теоретическому анализу психолого-педагогические вопросы совершенствования личности, которые должны строиться на принципах гуманизма и межкультурного воспитания, на основе тесной взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей; сформировать у обучающихся этническое сознание, культуру нравственных межэтнических отношений; стремиться к возрождению национальной культуры и этнической самоидентификации, росту национального самосознания во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями; по – возможности, сократить определенный разрыв связей между семьёй и образовательными организациями по данным вопросам; создать условия для реализации нравственного поведения, обусловленного социально-этическими нормами, основанными на принципах гуманизма в условиях совместной деятельности,  межнационального общения и поликультурного образования.


«Практический курс иностранного языка» непосредственно коррелирует с дисциплиной базовой части «Иностранный язык». Два вышеназванных курса носят взаимодополняющий характер. 

Цель курса – приобретение обучающимися навыков и умений в области нормативной фонетики английского языка, а также непосредственное знакомство с различными стилями речи и получение практических навыков работы с политическим и художественным дискурсом.


Цель курса – освоение студентами основных норм современного русского литературного языка, а также формирование у них навыков построения стилистически, грамматически, композиционно, логически правильного текста.

Задачи курса:

- изучение основных норм русского языка и стилей речи;

- формирование навыков практического владения различными стилями речи и  самостоятельной работы со словарями и справочниками;

- обучение создавать и понимать тексты различных стилей речи, замечать и исправлять орфографические, грамматические и стилистические ошибки.


Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания о специфике организма ребёнка и  его отличие от  взрослого человека, функциональных возможностях детского организма в разном возрасте, формирования познавательной деятельности ребёнка. Знание возрастных физиологических возможностей ребёнка позволяет педагогу выбрать адекватные возрасту формы и методы воспитательно-образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей.

Основные теоретические положения дисциплины излагаются на лекциях, освоение методик и их оценки осуществляется на семинарских занятиях, качество знаний оценивается по результатам выполнения контрольных тестов и заданий. Полная учебная нагрузка составляет 72 академических часа, из которых 36 отводится на аудиторные занятия и 36 на самостоятельную работу студентов. Контроль уровня знаний студентов предусматривает: а) текущий контроль по материалу проходимой темы; б) итоговый контроль в виде письменной работы и устной аттестации (зачет, экзамен).

Дисциплина "Основы педиатрии и гигиены" направлена на обучение  педагогов-психологов  определенным  медико-биологическим знаниям. Они нужны в первую очередь для осуществления современного медико-педагогического подхода к проблемам воспитания и обучения детей и подростков, познания закономерностей роста и развития ребенка, охраны их здоровья  с учетом возрастных особенностей.

Основная цель курса «История психологии» - рассмотрение и анализ возникновения и развития научных знаний о психической реальности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение генезиса основных психологических понятий, представлений и направлений в исторической перспективе; выявление их исходных позиций, рассмотрение процессов взаимовлияния и тенденций развития в современности;

- систематизация, обобщение и осмысление психологических знаний, полученных при изучении курсов общей, возрастной, педагогической, социальной психологии;

- развитие умения чтения научной психологической литературы с более глубоким пониманием смыла и значения используемых психологических терминов и проникновением в сущность описываемых закономерностей;

- демонстрация необходимости знания истории вопроса для грамотной постановки и решения проблемы психолого-педагогического исследования по любой тематике;

- формирование нравственных и этических норм будущих специалистов на примерах рассмотрения драматических судеб и борьбы во имя истины выдающихся ученых прошлого

Учебная дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» относится к базовой части профессионального цикла ФГОС -3 направления 44.03.02 «Психолого-педагогического образования», профиля «Психология образования».

Содержание учебной дисциплины имеет прикладной характер и строится на основе междисциплинарных связей, с учетом знаний, умений, навыков, сформированных, прежде всего, в процессе освоения студентами дисциплин общекультурного и профессионального блоков.

Данная дисциплина изучается на втором курсе бакалавриата, в третьем учебном семестре, формирует у студентов теоретическую и практическую компетентность  в области конструктивного общения с участниками образовательного процесса, возможность организации процесса эффективного взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Цели и задачи дисциплины: изучение семьи как фактора духовного и физического выживания человека, диагностика и коррекция супружеского и детско-родительского взаимодействия, анализ динамики эмоциональных отношений в браке, выявление причин одиночества, семейных конфликтов и распада брачно-семейных отношений, изучение особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений выступает основной целью изучения дисциплины. Данный курс направлен на реализацию задач подготовки молодых людей, будущих мам и пап к семейной жизни, к  развитию своих воспитательных возможностей; к выявлению семейных ресурсов воспитания, а также формированию у обучающихся умений компетентного использования различных форм взаимодействия с семьей, готовности к оказанию комплексной консультативной помощи родителям в воспитании детей.

Количество часов, необходимое для освоения дисциплины: 72, согласно рабочему плану.

Язык курса: русский.

Цель курса – формирование у студентов научного представления о роли и значении культуры в становлении и развитии общества, о взаимосвязи и взаимозависимости всех сфер общества, стран и народов. 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

  Знать основные теоретические и исторические сведения о культурном взаимодействии стран и народов в современном мире.

  Уметь  применять методику системного анализа для изучения процесса культурного взаимодействия стран и народов в современном мире.

  Владеть навыками системного анализа культурно-исторического процесса взаимодействия стран и народов в современном мире.


Место дисциплины в структуре ООП - Б.1.В.28. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.

С организационно-методической точки зрения курс «Практический курс профессионально ориентированного перевода» построен на принципах логической последовательности изложения материала, взаимного сопряжения заявленных разделов тем, умеренности, соотнесенной со временем освоения дисциплины, и повторяемости.

Полная учебная нагрузка составляет 360 академических часов, из которых 144 отводится на аудиторные занятия и 216 на самостоятельную работу студентов.





Место дисциплины в структуре ООП - Б.1.В.28. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.

С организационно-методической точки зрения курс «Практический курс профессионально ориентированного перевода» построен на принципах логической последовательности изложения материала, взаимного сопряжения заявленных разделов тем, умеренности, соотнесенной со временем освоения дисциплины, и повторяемости.

Новационными элементами и одновременно  методологической основой курса является смещение акцентов на интерактивную и самостоятельную работу обучающихся.

Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен: свободно владеть родным языком, обладать знаниями в области нормативной грамматики, лексики и стилистики родного языка, устная и письменная речь на родном языке должна быть развита в соответствии с литературной нормой; иметь общее представление о многообразии культур, народов и языков мира; владеть основами фонетики, грамматики и лексики на уровне не ниже Elementary А2; владеть элементарными навыками перевода с иностранного языка на родной в пределах программы общеобразовательной средней школы; иметь высокий уровень мотивации для изучения одного и более иностранных языков для дальнейшего их использования в профессиональных целях; быть мотивированным к самореализации в сферах педагогики, переводческой деятельности, менеджмента, науки; быть коммуникабельным, активным, восприимчивым ко всему новому, готовым к командной работе в коллективе, познанию и самосовершенствованию.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- приемы и методы осуществления профессионально-ориентированного перевода, включая предпереводческий анализ;

- о различных видах и способах перевода;

уметь

- использовать  основные методы, приемы, виды и способы перевода для осуществления устной и письменной иноязычной коммуникации;

владеть

-  практическими навыками перевода для достижения его эквивалентности как максимального соответствия структурной формы и информационного содержания оригинала и транслята.

Полная учебная нагрузка составляет 360 академических часов, из которых 144 отводится на аудиторные занятия и 216 на самостоятельную работу студентов.





Место дисциплины в структуре ООП - Б.1.В.28. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.

Полная учебная нагрузка составляет 360 академических часов, из которых 144 отводится на аудиторные занятия и 216 на самостоятельную работу студентов.

Место дисциплины в структуре ООП - Б.1.В.28. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.

С организационно-методической точки зрения курс «Практический курс профессионально ориентированного перевода» построен на принципах логической последовательности изложения материала, взаимного сопряжения заявленных разделов тем, умеренности, соотнесенной со временем освоения дисциплины, и повторяемости.

Новационными элементами и одновременно  методологической основой курса является смещение акцентов на интерактивную и самостоятельную работу обучающихся.

Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен: свободно владеть родным языком, обладать знаниями в области нормативной грамматики, лексики и стилистики родного языка, устная и письменная речь на родном языке должна быть развита в соответствии с литературной нормой; иметь общее представление о многообразии культур, народов и языков мира; владеть основами фонетики, грамматики и лексики на уровне не ниже Elementary А2; владеть элементарными навыками перевода с иностранного языка на родной в пределах программы общеобразовательной средней школы; иметь высокий уровень мотивации для изучения одного и более иностранных языков для дальнейшего их использования в профессиональных целях; быть мотивированным к самореализации в сферах педагогики, переводческой деятельности, менеджмента, науки; быть коммуникабельным, активным, восприимчивым ко всему новому, готовым к командной работе в коллективе, познанию и самосовершенствованию.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- приемы и методы осуществления профессионально-ориентированного перевода, включая предпереводческий анализ;

- о различных видах и способах перевода;

уметь

- использовать  основные методы, приемы, виды и способы перевода для осуществления устной и письменной иноязычной коммуникации;

владеть

-  практическими навыками перевода для достижения его эквивалентности как максимального соответствия структурной формы и информационного содержания оригинала и транслята.

Полная учебная нагрузка составляет 360 академических часов, из которых 144 отводится на аудиторные занятия и 216 на самостоятельную работу студентов.



Цель курса - изучение теоретико – методологических основ, законов возникновения, развития различного рода социальных конфликтов, способах их предупреждения и конструктивного разрешения будет способствовать всесторонней подготовке специалистов – педагогов-психологов в различных сферах социальной практики; формировать у студентов целостное представления о противоречивом и разноплановом социальном явлении – конфликте.


Цели производственной практики

Целями «Производственной практики» являются формирование у студентов комплекса общих и специальных навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности; овладение компонентами профессионального мастерства, формирование и закрепление основных профессиональных психолого-педагогических и социально – психологических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями международных стандартов качества, стандартов университетского образования и квалификационной характеристики «Бакалавр» направления 44/03/02  «Психолого – педагогическое образование», профиля «Психология образования»; производственная практика обогащает студентов не только теоретическими знаниями и практическими компетенциями в основной деятельности, также обучающиеся приобретают качества и умения, которые позволяют им быть конкурентоспособными на современном отечественном и международном рынках труда.


                           
В соответствии с современными взглядами на сущность и логику воспитательного процесса в центре рассмотрения при разработке данного курса оказывается личность воспитанника как одного из субъектов целостного педагогического процесса. В данной дисциплине находит отражение сочетание общегуманистического подхода к социальному воспитанию с конкретно-технологическим рассмотрением воспитательной работы в основных областях жизнедеятельности обучающихся. Также развитие и самосовершенствование личности учащегося, студента и преподавателя в педагогическом процессе и профессиональном становлении студентов - социальных педагогов и менеджеров-психологов выступает основной целью изучаемой дисциплины. В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели современного социального воспитания: формирование готовности подрастающего поколения к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение её прошлого, настоящего и будущего, ее созидание и сотворение. Комплексная подготовка студентов должна быть направлена на компетентное использование полученных знаний по теории и методике социального воспитания в решении профессиональных задач.


Цели и задачи дисциплины:

Цель: усвоение психологами-педагогами знаний о важнейших особенностях, тенденциях и фактах реализации теории и практики воспитания и обучения на современном этапе развития образования и педагогической мысли; формирование целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.

Задачи: развитие творческого педагогического мышления на основе ознакомления студентов с ведущими психолого-педагогическими идеями и концепциями современной системы образования, их методологическими основами.