Место дисциплины в структуре ОП:

            Содержанием дисциплины является разработка и развитие литературоведческой методологии на основе исследования и основных ключевых явлений отечественной литературы ХIХ в. в синхронии и диахронии художественного процесса.

Дисциплина преследует цель получить представление об основных персоналиях, произведениях и процессах отечественной литературы первой половины XIX века в аспекте исторической поэтики и диалектики художественных систем (Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма); познакомиться с динамикой жанровых систем; научиться применять полученные знания в процессе систематизации и анализа художественных произведений.

         Интегрирующее и прогностическое значение творчества А.С. Пушкина в русском историко-литературном процессе и становлении русского литературного языка. Роль Золотого века русской поэзии. Периодизация творчества, основные произведения, тематика, проблематика и новаторство А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Формы самоорганизации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы). Становление и развитие эстетики русского романтизма и реализма. Развитие психологизма.

Систематизированное ознакомление с основным фактами развития русской литературы 1800−1840-х гг., привитие навыков, необходимых аспирантам-филологам: самостоятельная работа с научной литературой, анализ формы и содержания художественных произведений (лексика, стиль, риторические приёмы), написания рецензий, выполнение заданий на развитие креативных способностей, подготовка публичных выступлений (сообщения и т.п.) и участие в дискуссиях.

На семинарских занятиях аспиранты применяют полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке теоретические знания для анализа конкретных произведений и в ходе обсуждения докладов; домашняя подготовка включает ознакомление с обязательными текстами, конспектироваие научных статей и написание творческих работ (по желанию для получения дополнительных баллов к рейтингу).