Дисциплина «Основы наноустройств» имеет цель - формирование у студентов представления об основных элементах наноустройств и систем на их основе, принципах их функционирования и проектирования, анализа и синтеза элементов схем.

Задачи дисциплины «Основы наноустройств» состоят в ознакомление студентов с:

- теоретическими основами нанотехнологий;

- основными элементами наноприборов для радиоэлектронных средств;

- основными принципами проектирования устройств нано- и микроэлектроники;

- необходимым для проектирования математическим и вычислительным аппаратом.


Междисциплинарный курс, направленный на изучение основных физических принципов работы устройств на квантовых переходах - лазеров и фотоприемников, а также области применения этих устройств.

Целью освоения дисциплины «Технология производства гетероструктурной базы» является получение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в области нанотехнологий и микросистемной техники, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Изучение дисциплины «Технология производства гетероструктурной базы» предусматривает приобретение навыков производства гетероструктурной базы и оценки её качества. Предусматривается изучение физических явлений, происходящих на различных этапах процесса напыления и роста гетероструктурной базы; существующих теорий роста гетероструктурных покрытий, рассмотрению современных методов роста и контроля качества гетероструктурных покрытий, их возможностей и ограничений; взаимосвязи физических свойств гетероструктурных покрытий со структурой и дефектами.


Целью освоения дисциплины «Технологии производства гетероструктурных покрытий» является получение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в области нанотехнологий и микросистемной техники, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Изучение дисциплины «Технологии производства гетероструктурных покрытий» предусматривает приобретение навыков напыления гетероструктурных покрытий и оценки их качества. Предусматривается изучение физических явлений, происходящих на различных этапах процесса напыления и роста гетероструктурных покрытий; существующих теорий роста гетероструктурных покрытий, рассмотрению современных методов роста и контроля качества гетероструктурных покрытий, их возможностей и ограничений; взаимосвязи физических свойств гетероструктурных покрытий со структурой и дефектами.

Целью освоения дисциплины является получение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в области моделирования характеристик полупроводниковых лазеров и их конструктивных элементов.

Практика, в рамках которой студенты проводят экспериментальные и/или теоретические исследования необходимых для написания ВКР

Курс рассматривает основные вопросы моделирования полупроводниковых приборов, применяемых в информационных системах, включая открытые и закрытые системы передачи информации. Излагаются основные подходы к моделированию полупроводниковых устройств на базе фундаментальной системы уравнений диффузионно -дрейфого приближения для случаев одномерных и двухмерных моделей приборов. Также в курсе уделяется внимание освоению свободно распространяемых программам математического моделирования полупроводниковых приборов с наноразмерными областями.

Целью освоения дисциплины «Квантовая электроника» является получение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в области физики работы приборов на квантовых переходах и их конструктивных особенностях. 

Изучение дисциплины «Квантовая электроника» предусматривает приобретение практических навыков расчета конструкций, выбора элементной базы и определения оптоэлектронных характеристик приборов квантовой электроники. Изучаются основные приборы квантовой электроники, в том числе фотоприемные устройства.

В рамках практики студенты участвуют в проведении научно-исследовательских работ. В результате получают практические навыки участия в научно-исследовательской деятельности.

Практика по получению общих сведений о получаемой профессии. В процессе практики студенты наблюдают за работой специалистов, работающих по специальности, знакомятся с нормативной, рабочей и отчетной документацией. В результате у студентов должно быть сформировано представление о сути работы, особенностях производственных и контрольных процессов.


В рамках курса студенты получают информацию об оптических покрытиях, назначении, конструкции, технологиях получения и методах исследования.

Дисциплина "Введение в наноматериалы и технологии" относится к вариативной части цикла Б.1. дисциплин (модулей). Для успешного изучения дисциплины студент обязан иметь базовый уровень знаний среднего образования по физике. Прочные знания в области современной физики в значительной степени определяют теоретическую базу инженера высокой квалификации. Физика закладывает основу изучения таких дисциплин специализирующихся на нанотехнологии, моделировании наносистем, физике твердого тела, анализе и обработке данных.


Безымянный.jpgБезымянный.jpg

Цель дисциплины – дать слушателям расширенное представление о сфере наноинженерии и нанотехнологий, ознакомить студентов с основными объектами исследований наноинженерии и нанотехнологий, дать их классификацию, описать основные методы и подходы при их создании, модификации и исследованиях.

Основные задачи дисциплины

- сформировать у слушателей понимание области научных исследований, относимых в настоящее время к наноинженерии или нанотехнологиям;

- дать классификацию объектов наноинженерии;

- охарактеризовать и классифицировать объекты, относящиеся к «наноматериалам»;

- дать описание основных классов наноматериалов;

- познакомить с основными подходами и методами, используемыми при создании нанообъектов различных классов, а также применяемыми для их модификации;

- познакомить с основными методами исследований нанообъектов;

- выработать понимание особенностей работы с нанообъектами при их создании и исследовании, накладывающих определённые требования к используемому оборудованию, средам и инженерному обеспечению.


Курс предназначен для студентов 3-го семестра инженерной академии.

Содержит краткое введение (8 лекций и 8 семинаров) в теорию дифференциальных уравнений, описывает методы решения. Особое внимание уделено линейным дифференциальным уравнениям с постоянными коэффициентами. Одно занятие посвящено задаче вариационного исчисления.


Дисциплина " Инженерная графика" способствует развитию у студентов пространственного воображения, а также дает знания и навыки, которые формируют у обучающихся следующие общепрофессиональные компетенции:

  •        владение основными законами геометрического формирования,
  •         построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей, составления конструкторской документации и деталей.

Дисциплина "Информатика" посвящена изучению  основ современных информационных технологий, тенденций их развития.

Основной целью дисциплины «Информационные технологии в наноинженерии» является формирование у студентов представлений о современных средствах информационных технологий, влиянии нанотехнологий на их развитие.

Задачи дисциплины «Информационные технологии в наноинженерии» состоят в ознакомление студентов с:

- развитием средств информационных технологий;

- перспективными накопителями информации;

- современными средствами нанотехнологий для реализации высокой информационной плотности;

- влияние нанотехнологических элементов на развитием средств накопления информации.

Объём дисциплины  3 ЗЕ (108 час.)

 Цели и задачи дисциплины:  повышение уровня коммуникативной компетенции иностранных учащихся в сферах учебно-профессионального и делового общения, формирование устойчивых навыков и умений, позволяющих правильно использовать языковые средства в различных коммуникативных ситуациях, а также при написании учебно-научных текстов и некоторых видов документов в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


Дисциплина «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» относится к математическому, естественнонаучному и общетехническому циклу, базовая часть и является обязательной к изучению.

Студент, приступая к изучению дисциплины должен обладать знаниями, умениями и навыками в области элементарной алгебры, основных элементарных функций, их свойств и графиков, уметь выполнять алгебраические  преобразования, решать алгебраические   уравнения и неравенства, знать свойства плоских геометрических фигур, пространственных фигур, уметь вычислять площади плоских фигур, объемы и площади поверхностей пространственных фигур.

Целью освоения дисциплины Материаловедение наноматериалов и наносистем является получение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в области нанотехнилогий, методов создания наноматериалов и приборов на их основе, методов исследования наноматериалов; развитие физического мышления и технологических навыков, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

 

Основными задачами дисциплины являются:

- изучение физических и химических свойств и особенностей наноматериалов;

- изучение методов создания наноматериалов и приборов на их основе;

- знакомство с требованиями к продукции на основе наноматериалов и методов исследования параметров, полученных структур;

- рассмотрение вопросов роли наноматериалов в развитии технологий на предприятиях микроэлектроники.


Рассмотрены основные положения физики рентгеновских лучей, рентгенотехника, методы регистрации рентгеновских лучей, понятия структурной кристаллографии и теории дифракции рентгеновских лучей на кристаллах, описаны методы структурного анализа.

Освящены основные области применения рентгеновского излучения для исследования металлов и сплавов: исследование пластической деформации монокристаллов; изучение структурных несовершенств, текстур, внутренних напряжений; определение размера кристаллитов и блоков когерентного рассеяния; фазовый анализ и др.

В курсе изложены основы ядерно-физических методов анализа в наносистемах. Рассмотрены фундаментальные принципы элементного анализа с помощью ядерно-физических методов, регистрации сверхтонких взаимодействий. Рассматриваются примеры использования ядерно-физических методов анализа элементного и фазового состава различных функциональных материалов.

Практика "Научно-исследовательская работа" направлена на получение первичных навыков научно-исследовательской работы у слушателей. В ходе практики студенты знакомятся с основными подходами при проведении научно-исследовательских работ, рассматривают все этапы проведения работы, включая 

Дисциплина Основы делового общения и языковая коммуникация относится к дисциплине по выбору (блок 4) учебного плана.

Цели и задачи дисциплины: формирование навыков устной и письменной коммуникации  на основе научного знания о технологиях делового общения; формирование практических навыков ведения деловых переговоров ипринятия решений с использованием оптимальных стратегий и тактик в соответствии с требованиями профессиональной этики; формирование понимания того, что языковая коммуникация – это эффективный инструмент установления и поддержания деловых отношений, развития сотрудничества, смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций; формирование сознательного и ответственного отношения к  этическим нормам инравственным обязанностям делового человека, в частности инженера, в сфере профессиональной деятельности на основе адекватного понимания роли профессиональной этики в современном обществе;  расширение профессионального и коммуникативного кругозора, опирающегося на ознакомление с деловым этикетом разных стран, что позволит в будущем избежать трудностей в деловом общении с иностранными партнерами.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков: 

1)      эффективное взаимодействие с деловым партнером; владение этичными способами убеждения и воздействия; владение устнымиформами делового общения: деловая беседа, совещание, презентация, собеседование при приеме на работу;

2)      умение слушать с использованием приемов активного (рефлексивного) слушания;

3)      подготовка и проведение деловых переговоров, выбор оптимальных стратегий и тактик;

4)      ведение эффективного делового телефонного разговора;

5)      социальное взаимодействие на основе принятых в обществе моральных норм, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доброжелательных отношений;

6)      управление отрицательными и положительными эмоциями в процессе делового общения.


Требования к освоению курса:

Для освоения курса студенту необходимо:

Знать:  

  • нормы русского языка в объеме программы дисциплины "Основы риторики и коммуникации" .

Уметь:

  • грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения.

Владеть:

  • нормами речевого этикета в объеме программы дисциплины "Основы риторики и коммуникации".

Количество часов, необходимых для освоения курса:

2 ЗЕ  72 часа

Язык курса:

русский


«Теорией надежности занимаются те, кто в надежности ничего не понимает. Те же, кто
понимает  в  надежности,  те  просто  делают  надежную  аппаратуру!» (c) Один из конструкторов советских космических аппаратов.

Целью курса является формирование у студентов понятия качества и надежности технических систем, системного представления о влиянии технологического фактора на формирования характеристик качества  технических систем, а также об обобщенном подходе к оценке качества и надежности.

Краткое содержание дисциплины:

  1. Космическая деятельность Российской Федерации.
  2. Дистанционное зондирование Земли.
  3. Использование результатов космической деятельности в интересах различных отраслей промышленности.
  4. Использование геоинформационных систем в интересах различных отраслей промышленности.
  5. Геопортальные решения на основе использования РКД в отраслевом управлении.

Дисциплина «Основы проектирования наноустройств и систем на их основе» имеет цель- формирование у студентов представления об основных элементах наноустройств и систем на их основе, принципах их функционирования и проектирования, анализа и синтеза элементов схем.

Задачи дисциплины «Основы проектирования наноустройств и систем на их основе» состоят в ознакомление студентов с:

- теоретическими основами нанотехнологий;

- основными элементами наноприборов для радиоэлектронных средств;

- основными принципами проектирования устройств нано- и микроэлектроники;

- необходимым для проектирования математическим и вычислительным аппаратом.


Цель данного учебного курса – дать обучающимся представления об основах экономической теории, раскрыть механизм функционирования рыночной модели хозяйствования, показать роль и место государственного регулирования в условиях рыночной экономики и в общих чертах изложить классическую схему (концепцию) становления и развития рыночных отношений в переходный период, а также об управлении социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики.

И иметь представление: 

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики; 

- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектах в рыночной  экономике; 

- о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах;

А также  знать: 

- общие положения экономической теории; 

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; 

- механизмы ценообразования, формы оплаты труда; 

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

 -  сущность денежно-кредитной, налоговой и социальной политики, проводимой в обществе органами государственной власти Российской Федерации в период «развивающегося рынка»; 

- валютно-финансовый механизм внешнеэкономической деятельности;

- основные функции менеджмента, а также их взаимосвязь;

- общие теории управление и их применение в современных условиях;

- цели и задачи управления организациями.





Цель дисциплины - познакомить слушателей с современным состоянием нанотехнологий и перспективных направлений развития.

Задачи дисциплины:

- познакомить слушателей с различными направлениями нанотехнологий;

- наметить основные перспективы использования нанотехнологий, с точки зрения фундаментальных исследований;

- ознакомить с перспективами нанотехнологий в различных областях науки и техники.

Краткая аннотация курса

В рамках курса «Тенденции и перспективы развития нанотехнологий» проводится ознакомление студентов с основными направлениями использования нанотехнологий. Дается краткий обзор различных направлений применения нанотехнологий, таких как электроника, биоинженерия, медицина.

В завершении курса приводится структура и принципы работы американского агентства перспективных технологий (DARPA). Проводится сравнение с системой РАН.

Дисциплина «Прикладная механика в наноинженерии» имеет цель- знакомство студентов принципами расчета на прочность, жесткость и устойчивость конструкций макро- и мезомасштабного уровня.

Задачи дисциплины «Прикладная механика в наноинженерии» состоят в ознакомление студентов с:

- принципиальным подходом к формированию уравнений механики сплошной среды;

- механическими свойствами материалов;

- факторами, влияющими на механические характеристики: температура, давление, химический состав;

- Разбор простейших расчетных схемам, предназначенными для моделирования механических систем (изгиб и растяжение-сжатие стержня).

Предмет посвящён изучению системы математического моделирования и научных вычислений MatLab. 

Основные задачи лекционного курса – обучение методам анализа алгоритмов, применяемым в процессе создания и сопровождения программного обеспечения, изучение эффективных подходов к алгоритмизации часто встречающихся на практике задач.

Подробно изучается проблема алгоритмической разрешимости различных классов задач.  

Важнейшим разделом данной дисциплины является изучение математических методов исследования эффективности алгоритмов.

Цели и задачи дисциплины: изучить основы алгоритмизации и получить практические навыки программирования на языке высокого уровня.

В результате освоения предложенного курса студенты-нефилологи должны овладеть языковыми инструментами дискуссионного общения, которые дадут возможность участвовать в различных профессиональных дискуссиях, совещаниях, конференциях. 

В процессе реализации курса предусматривается решение следующих задач: 

- совершенствовать навыков аудирования звучащего текста-выступления оппонента; 

- развивать навыки чтения полемических статей с целью оперирования полученной информацией; - владеть языковыми конструкциями, необходимыми для участия в дискуссии. 

- формировать умения находить и формулировать тему научной дискуссии; 

- сопоставлять разные позиции ученых, не принимающих непосредственного участия в дискуссии; 

- определять и выражать свое отношение к обсуждаемой проблеме, соглашаться /не соглашаться с мнением собеседника; 

- уметь аргументировать свою точку зрения.


Цели и задачи дисциплиныподготовка иностранных учащихся и обеспечение должного уровня  их профессионально-коммуникативной компетенции, а именно  готовности и способности  к овладению с помощью русского языка научными, предметными знаниями  на стадии профессионального становления.

Требования к освоению курса:

Для освоения курса требуются знания, умения и компетенции в объеме I сертификационного уровня владения русским языком как иностранным в учебной и социально-профессиональной макросферах. 

Количество часов, необходимых для освоения курса:

10 ЗЕ  360 часов



Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с  особенностями и методами автоматизированного проектирования микро- и наноэлектронных устройств и изделий микромеханики, а также с видами и возможностями специализированных программных комплексов для автоматизированного проектирования элементов микро- и наноэлектронных устройств и изделий микромеханики.  

Объём дисциплины  4 ЗЕ (144час.) 

 

    Целью курса является ознакомление и выработка компетенций в рамках цикла R&D на технических примерах из области технологических систем.

 

  Задачи курса:

    - Ознакомление с базовыми технологическими системами и видами применения.

    - Ознакомление с основами разработки технологических систем.

    - Ознакомление с основами производства технологических систем.

    - Получение практического опыта анализа и проектирования технологических систем.

    - Выработка навыков поиска и представления технической информации по проекту.

  В рамках курса предусмотрено курсовое проектирование по тематике, связанной с темой дипломного проекта. Курсовой проект включает обоснование актуальности выбранной темы, описание конструкции и технологии объекта, конструирование узлов, расчет технологических режимов, составление КД и ТД.




Основной целью дисциплины является обучение студентов основам построения систем управления качеством и пользования этими системами с учетом специфики нанотехнологической продукции

Курс "Управление проектами в области нанотехнологий" посвящен изучению актуальных методов по управлению проектами, зафиксированных в международных стандартах. Слушатели обучатся основным современным подходам, процессам и методам проектного управления (управление сроками, ресурсами, коммуникациями, рисками проекта и т.д.), обеспечивающим эффективную реализацию проектов, и приобретут практические навыки работы в информационной системе управления проектами.


Объём дисциплины  - 108 часов  (3 ЗЕ ), из них аудиторных занятий  - 54 ч. , включая лекции (36 ч) и практические занятия (18 ч).

Занятия проводятся на кафедре физической и коллоидной химии ФФМиЕН в весеннем семестре со студентами 3-го курса группы  ИНИбд  в объеме 3 ч. в неделю  (нечетные уч.недели - 2ч., четные - 4 ч.).

На практических занятиях лабораторного практикума изучаются свойства мицеллярных систем, вопросы устойчивости дисперсий, методы стабилизации наночастиц в разных средах, свойства полимеров и их растворов, основы реологии.

В лекционной части курса обсуждаются вопросы изготовления и применения нанокапсул, наночастиц в полимерах, методы 3D прототипирования, формы наноуглерода, перспективные направления использования наноматериалов. Мультимедийные лекции составляют более 50%.  

Язык - русский

Годовой курс для студентов бакалавриата по направлению "Наноинженерия", начинающийся в четвертом семестре (2 курс) и заканчивающийся на пятом семестре (3 курс).


Дисциплина "Физические основы микро- и наноэлектроники" предназначена для изучения физических принципов работы приборов  микро-  и наноэлектроники, изучения  основных  физических,  физико-химических процессов и закономерностей сплошных сред, которые используются при проектировании,  производстве  и  эксплуатации  электронных  средств. Формирование навыков экспериментальных исследований  материалов  и  приборных  структур электронной, микроэлектронной техники, наноэлектроники, а также для ознакомления с современными достижениями наноэлектроники.


Целью курса является формирование у студента способность в составе коллектива исполнителей участвовать в проведении расчетных работ (по существующим методикам) при проектировании технологических процессов нанесения наноразмерных функциональных слоев, оборудования для их реализации, а также готовность к внедрению результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики.

Задачи курса:

- дать студентам физико-химические основы процессов формирования новой фазы на поверхности подложки;

- сформировать  представление о гетерогенных процессах реакционной конденсации из газовой фазы;

- сформировать представление о процессах конденсация тонких пленок из молекулярных пучков в вакууме и ионно-плазменных методах физического осаждения тонких пленок;

- ознакомить студентов с процессами окисления.


Дисциплина предназначена для студентов 4 курса бакалавриата.

Цель изучения дисциплины «Численные методы» – изучение принципов и закономерностей современных численных методов и их теоретического обоснования, всестороннее освоение методов численного решения основных математических задач, возникающих в инженерной практике и проведения расчетов по ним.

Задача изучения дисциплины - изучить теорию численных методов и закрепить на практике теоретические знания.


111

Направление 28.03.02 Наноинженерия - ИИб+д3  (бакалавры).

Электротехника – область науки и техники, использующая электрические и магнитные явления для практических целей. Жизнь современного общества невозможно представить себе без применения электрической энергии: жилище, одежда, пища, промышленные товары, средства транспорта, получение и передача информации – все это эксплуатируется или производится с помощью электроэнергии. История электротехники насчитывает более двух столетий. В конце XVIII века был изобретен первый электрохимический источник электрической энергии. После этого началось изучение свойств электрического тока, были установлены основные законы электрических цепей, созданы разнообразные конструкции электрических машин и приборов. Однако до 70-х годов XIX в. широкое применение электрической энергии было невозможно из-за отсутствия надежных и экономичных генераторов. Электрическое освещение явилось первым массовым энергетическим применением электрической энергии. В 70–80 гг. XIX века электротехника превращается в самостоятельную отрасль науки и техники, начинается становление электроэнергетики.


Целью дисциплины является освоение студентами физических принципов и основ наноэлектроники, изучение технологий изготовления наноструктур и их дальнейшее применение.

Задачи изучения дисциплины:

- выработать у студентов глубокое понимание роли и значения наноэлектроники в современном развитии общества, ее особенностей и места среди других наук;

- овладеть теорией и основами физических принципов наноэлектроники, технологии изготовления наноструктур;

- овладеть теорией и основами принципов работы наноэлектронных приборов и устройств, разрабатываемых на основе обнаруженных явлений и эффектов;

- выработать навыки и умения к анализированию и систематизированию результатов исследований, представлению материалов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций.


The purpose of the discipline is to acquaint students with the current state of nanotechnology and promising areas of development.

The tasks of the discipline:
- to acquaint students with different areas of nanotechnology;
- to outline the main prospects for the use of nanotechnology from the point of view of fundamental research;

- to familiarize with the future prospects of nanotechnology in various fields of science and technology.

A brief annotation of the course

As part of the course "Trends and prospects of development of nanotechnology" students are introduced to the main directions of the use of nanotechnology. A brief overview of the various applications of nanotechnology, such as electronics, bioengineering, medicine.

At the end of the course is the structure and principles of the American Agency for advanced technologies (DARPA). A comparison with the Russian Academy of Science.