На современном уровне развития автоматизация процессов в сфере ПОД/ФТ представляет собой один из подходов к управлению процессами на основе применения информационных технологий. Этот подход позволяет осуществлять управление операциями, данными, информацией и ресурсами за счет использования компьютеров и программного обеспечения, которые сокращают степень участия человека в процессе, либо полностью его исключают.

Основной целью автоматизации процессов в области ПОД/ФТ является повышение качества исполнения процесса. Автоматизированный процесс обладает более стабильными характеристиками, чем процесс, выполняемый в ручном режиме. Во многих случаях автоматизация процессов позволяет повысить производительность, сократить время выполнения процесса, снизить стоимость, увеличить точность и стабильность выполняемых операций

Современный денежный оборот приобретает масштабные объемы, которые необходимо не только контролировать, но и обеспечивать легальность их введения в такой оборот. Обычные, законные способы получения денежных средств контролируются в рамках проведения финансового контроля. При этом, неотъемлемым негативным явлением в жизни любого общества является нелегальная деятельность, в рамках которой собираются доходы, полученные преступным путем. В условиях быстрого развития государств, глобализации, расширяются масштабы преступности и способы ее финансирования, а также выведения (легализации) денежных средств.

Законодательство в сфере противодействия отмыванию преступных доходов существенно изменилось и усовершенствовалось. Российское законодательство не только активно изменяется, но и трансформируется под соответствие международным стандартам. Вместе с тем, необходимость внесения изменений в российское законодательство заключается в новых способах осуществления легализации незаконных доходов – он-лайн переводы и платежи, покупка-продажа биткоинов, электронные кошельки и пр.





Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.



Комплаенс (англ. compliance – согласие, соответствие) – это внутренний контроль за соответствием деятельности компании законодательству.

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. К сфере комплаенса относятся также специфические области, такие как: противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т. д.

Основную роль в выработке международных стандартов, руководств по вопросам организации и осуществления надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Результаты последней международной оценки, проведенной в России в 2019 году подтвердили соответствие стандартам ФАТФ российской системы в целом и надзорного блока в частности.

Ключевыми с позиций международной оценки эффективности надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ традиционно выступают вопросы применения риск-ориентированного подхода. ФАТФ говорит о том, что природа и характер надзорных мероприятий должна согласовываться с выявленными рисками ОД/ФТ, т.е. в секторе где выше риск, интенсивность надзорных мероприятий должна быть выше. В этом контексте развитие механизмов и инструментов риск-ориентированного надзора является одним из приоритетов для национальной антиотмывочной системы. 


Национальная система ПОД/ФТ — совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Национальная система ПОД/ФТ призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере, является важным компонентом стратегии борьбы с терроризмом и преступностью и направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности и охрану экономических интересов страны.

Национальная система включает в себя:

–подразделение финансовой разведки;

- правоохранительные и судебные органы;

– надзорные органы;

- финансовые учреждения и установленные нефинансовые предприятия и профессии.

Правовое обеспечение информационной безопасности представляет собой относительно самостоятельное направление информационного права, образуемое совокупностью правовых режимов, принципов и норм, закрепленных в законодательстве РФ и источниках международного права. В рамках данного направления информационного права регулируются общественные отношения по поводу обеспечения безопасности, прежде всего информации и информационной инфраструктуры, используемых человеком, обществом и государством для удовлетворения законных интересов, реализации прав и выполнения юридических обязанностей.

Дискуссии вокруг такого нового явления в экономике государств как криптовалюта до сих пор не утихают в научном сообществе. Можно выделить несколько ключевых подходов к определению трактовки и установлению правового статуса криптовалюты в рамках государственного регулирования: 

  • криптовалюта как валюта (цифровая или виртуальная валюта, аналог фиатной валюты, деньги), являющаяся платежным средством; 
  • криптовалюта в качестве универсального финансового инструмента;
  • криптовалюта в качестве товара (имущества, актива, собственности);
  • криптовалюта в качестве денежного суррогата.

В России впервые о необходимости правового регулирования криптовалют официально заговорили в 2014 году, а использование криптовалют при совершении сделок стало основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к числу направленных на отмывание доходов, финансирование терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения (ОД/ФТ/ФРОМУ).

Изучение настоящей темы следует начать с определения необходимости правового регулирования хозяйственной деятельности.

Правовая регламентация деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим законодательством основывается на признании их равенства, свободы договора и добросовестной конкуренции. Однако, хозяйственная деятельность, как элемент экономики, не может осуществляться без прямого или косвенного воздействия государства посредством правового регулирования.


Использование финансовыми организациями риск-ориентированного подхода в целях ПОД/ФТ, являющееся основным резервом повышения эффективности контрольных механизмов и процедур в данной сфере, заложено в качестве приоритетного направления развития в новой редакции 40 рекомендаций Группы разработки мер противодействия легализации преступных доходов (ФАТФ)

Эффективная национальная система ПОД/ФТ объективно требует не только наличия адекватной правовой и институциональной основы на национальном и отраслевом (ведомственном) уровнях, но и детализированной разработки процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и анализа соответствующих рисков организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть так называемыми субъектами первичного финансового мониторинга

Ссылки на материалы:

1.       Национальная и секторальная оценка рисков отмывания денег и финансирования террористов в Российской Федерации

https://pfur-my.sharepoint.com/:v:/g/personal/kalinina_eb_pfur_ru/EdCIuvYjJYxJqTigTTZ2vcEBpZClY_HI2bpqU-jBRmD5gw?e=N4kkhp



Корпоративные субъекты –компании, трасты, фонды, партнерства, товарищества и прочие разновидности юридических лиц и юридических образований ведут активную коммерческую и предпринимательскую деятельность. Однако, несмотря на существенную и закономерную роль,
которую корпоративные механизмы играют в глобальной экономике, при определенных условиях имеют место связанные с ними злоупотребления, преследующие преступные цели, включая отмывание денег (ОД),
взяточничество и коррупцию, инсайдерские сделки, налоговое мошенничество, финансирование терроризма (ФТ) и прочую незаконную деятельность.

Доступная информация о
законном и бенефициаром собственниках может помочь правоохранительным органам и прочим уполномоченным структурам в идентификации физических лиц, которые несут ответственность за осуществляемую деятельность, или которые могут обладать информацией, важной для проведения дальнейшего расследования.

Экономические преступления направлены на экономические интересы государства, организаций и граждан. Посягая на права и свободы субъектов экономических отношений, они не только причиняют материальный ущерб участникам экономической деятельности, но и вносят дисбаланс в нормальное функционирование хозяйственного механизма. Экономическая преступность сегодня достигла такого уровня, что стала представлять собой угрозу безопасности государства и общества. Актуальность исследования данной темы объясняется также тем, что изучение практики раскрытия, расследования и предотвращения данного вида преступлений способствует выработке эффективных рекомендаций по расследованию таких преступлений в дальнейшем. Научные знания и полученный опыт позволяют наиболее эффективно решать проблемы борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.


Подготовка кадров – одна из важнейших задач, стоящих перед антиотмывочной системой. Для борьбы с глобальными вызовами и угрозами, влияющими на развитие мировой экономики, необходимы высококвалифицированные кадры, способные не только обеспечить качественное исполнение требований действующего антиотмывочного законодательства, но и своевременно реагировать на новые глобальные вызовы и угрозы, эффективно управлять возникающими рисками.

В соответствии с компетенцией Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, исследование типологических приемов отмывания денег и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям являются одной из основных задач Службы.

Типологией является метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Цель исследования типологии в деятельности подразделений финансовой разведки (ПФР) – повышение эффективности выявления схем отмывания денег и финансирования терроризма. Эта цель разделяется на две подцели:

  • Повышение эффективности выявления известных схем легализации доходов и финансирования терроризма;
  • Повышение эффективности выявления новых схем.

Определение типологий осуществляется на основе анализа материалов финансовых расследований, проводимых ПФР, а также материалов уголовных дел. Типологиям уделяется большое внимание в деятельности ФАТФ и всех региональных структур по типу ФАТФ, в том числе Евразийской группы по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ЕАГ).


Уголовная ответственность за ОД и ФТ — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления в области ОД/ФТ

Финансовые расследования и экспертизы представляют собой изучение всей финансово-хозяйственной деятельности фирмы, с целью выявления мошеннических или противозаконных действий.

Финансовое расследование – совокупность научных, оперативно-розыскных, аналитических, процессуальных и экспертных методов и процедур, направленных на:

– выявление и документирование нарушений нормативно-методических и нормативно-правовых актов в ходе управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, связанных с посягательством на недобросовестное (незаконное) распределение и использование финансовых ресурсов;

– реализацию комплекса мер в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов, направленных на выявление, документирование и возмещение ущерба;

– создание условий для предотвращения экономического ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.