Данный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Прикладная геология.

Целью обучения математике является приобретение знаний, необходимых при изучении общенаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, а также: воспитание математической культуры, позволяющей самостоятельно расширять математические знания, необходимые при анализе прикладных задач;развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами; формирование у будущих специалистов умений и навыков для грамотной постановки профессиональных технических и технологических задач; формирование представлений о математике как об особом способе познания мира, о её роли в современной цивилизации и мировой культуре.

Дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы подготовки специалистов по специальности «Прикладная геология».

Целями освоения дисциплины являются подготовка студента к освоению теоретических основ и приобретению практических навыков обучения дисциплинам, предусмотренным учебным планом в рамках 5 лет курса по специальности. Задачами курса являются получение представлений студентом о структуре избранного учебного заведения и организации учебного процесса, о роли самостоятельной работы в подготовке студента, о библиотеке и библиотечном деле, о доступных информационных ресурсах; ознакомление студента с избранной профессией геолога; изучение студентами общих представлений о системе геологического образования в стране и за рубежом, о геологии, её связях с другими науками, методах геологических исследований, видах, этапах и стадиях геологоразведочных работ. По окончании курса студент должен быть подготовлен к самостоятельной работе в вузе и иметь четкое представление об избранной специальности.

Основная цель курса -  ознакомить студентов с начальными сведениями из области геологии, рассмотреть основные разделы геологии, плавно ввести студентов  в суть существующих геологических проблем. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

 - изучение базовых представлений о строении Земли и земной коры, геологических процессах и явлениях;

-диагностика минералов и горных пород;

- изучение методов построения геологических карт, геологических разрезов.

 язык курса: русский

Топографические карты являются основой для составления геологических карт различного содержания. Геодезические работы выполняются в геологических партиях при привязке точек геологических наблюдений, а также при топографической съемке месторождений и производстве разбивочных работ при выносе на местность проектных геологоразведочных объектов.

Цель дисциплины: дать необходимое представление об основных геодезических работах, выполняемых при проведении геологической разведки; дать необходимые знания при работе с картографическими материалами.

Задачи дисциплины: выработать навыки в решении специальных геодезических задач при привязке точек местности к пунктам исходной геодезической сети; научить пользоваться картографическими материалами различного масштаба; дать навыки в работе с основными геодезическими приборами.

Умение самостоятельно и в составе рабочей бригады организовать и выполнять на местности основные виды геодезических работ, связанные с выполнением топографической съемки небольших участков местности, привязкой (плановой и высотной) точек геологических наблюдений.


Месторождения полезных ископаемых образуются в различных геологических и физико-химических условиях, которые определяют особенности их минерального и химического состава, строения залежей, положения оруденения в геологической структуре и литолого-стратиграфическом разрезе. Дисциплина Основы учения о полезных ископаемых рассматривает формы рудных тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры и структуры руд, геологические и физико-химические условия образования генетических типов месторождений, а также характерных рудных формаций.

Цель курса:

- формирование у студентов представлений об образовании месторождений твердых, жидких и газообразных ископае­мых;

- изучение современных представлений о рудообразующих процессах, которые приводят к формированию месторождений полезных ископаемых.

Задачи курса:

- познание особенностей геологических процессов, приводящих к образованию залежей рудного и нерудного минерального сырья;

- знакомство с основными ассоциациями минералов, слагающих руды месторождений твердых полезных ископаемых.


Цель курса: Формирование современных представлений о происхождении и развитии Земли, атмосферы, гидросферы, об образовании и эволюции континентальной и океанской земной коры, эволюции оболочек Земли. Знакомство с  методами стратиграфии, палеогеографии и палеотектоники, приобретение навыков реконструкции ландшафтов и органического мира геологического прошлого. Изучение  геологической истории архейского и протерозойского эонов и всех периодов начиная с вендского. Обобщение всей совокупности историко-геологических данных.

Продолжительность курса: 72 академических часа, 2 ЗЕ


Место курса - 

Курс входит в С.3. Профессиональный цикл, Базовая часть.

В курсе рассматриваются закономерности формирования рельефа земной поверхности и условия, влияющие на перемещение и локализацию минеральных масс, а также особенности генетических типов рельефа и континентальных отложений. Геоморфологические ландшафты рассмотрены в связи с неотектоническими и климатическими условиями. Дается представление о геоморфологических картах и методах исследований при их составлении. Приводятся рекомендации по проведению лабораторных работ. 

Для освоения курса требуется успешное освоение таких дисциплин как "Общая геология", "Структурная геология с элемосновами геокартирования", "Историческая геология с основами палеонтологии и общей стратиграфией".

Курс рассчитан на 72 часа (2 З.Е.)

Язык курса- русский.

Изучение типов карт геологической направленности. Особенности залегания горных

пород. Особенности строения Земной коры. Методы составления геологических

тектонических карт, разрезов , стратиграфических колонок, особенности залегания

магматических метаморфических и осадочных пород. Особенности картирования районов с

развитием осадочных магматических и метаморфических пород. Составление

геологических заданий и проектов проведения геологосъемочных работ разных масштабов.

История развития науки. Основные термины и понятия в региональной геологии. Геотектонические гипотезы и этапы развития земной коры, типизация строения земной коры, основные структурные тектонические единицы, плейт-тектоника и плюм-тектоника, принципы тектонического районирования. Изучение типизации складчатых поясов. Геология складчатых сооружений и осадочных бассейнов. Изучение тектонического районирования территории Российской Федерации, а также регионов мира. Методы радиоизотопного датирования, их роль в геологической науке. Представление о понятии времени в геологии. Процессы внутри планеты и их выражение на поверхности, геолого-геофизическая модель строения Земли, режимы и процессы геодинамики. Основные этапы и общие закономерности развития земной коры.

Обучение студентов практическим навыкам работы с кристаллами: овладение приемами описания внешней формы, определения элементов симметрии, классов симметрии и др., необходимыми для правильной интерпретации результатов самостоятельной работы; знакомство с методами исследования кристаллического вещества.

Овладение навыками определения минералов в лабораторных условиях на основании изучения физических свойств, типоморфных и структурно-текстурных особенностей, и минеральных ассоциаций. А также изучение процессов минералообразования, внутреннего строения минералов и их значения для народного хозяйства.

 


Место курса - 

Курс входит в Блок 1. Дисциплины (модули), Базовая часть.

Цель курса: получить знания об условиях образования, процессах формирования и закономерностях распространения подземных вод, а так же об основах грунтоведения и геологических процессах, влияющих на состояние и свойства грунтов.

Задачи курса: рассмотреть и изучить основные вопросы, такие как вода в горных породах; водно-физические свойства горных пород; типы подземных вод; основы гидродинамики; запасы и ресурсы подземных вод; типы месторождений, а также основы грунтоведения: состав, строение и свойства грунтов; геологические процессы и их влияние на состояние и поведение грунтов, виды инженерно-геологических исследований

Для освоения курса требуется успешное освоение таких дисциплин как "Общая геология".

Курс рассчитан на 180 часа (5 З.Е.)

Язык курса- русский.

Дисциплина «Компьютерно-геологическая графика» способствует развитию пространственного воображения, что позволяет выйти на новый качественный уровень мышления в целом. Умение грамотно строить чертежи на компьютере один из необходимых навыков для геологов. Навыки, полученные в результате изучения дисциплины, позволяют успешно продолжить освоение основных профилирующих дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Компьютерно-геологическая графика» является формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных ФГОС ВПО с учетом квалификационных требований (профессиональных стандартов).

Задачей дисциплины «Компьютерно-геологическая графика» является изучение теоретических основ построения графических изображений на компьютере, приобретение навыков чтения и составления чертежей, выполняемых на компьютере, необходимых при подготовке специалистов.


Рекомендуется для направления подготовки/специальности 21.05.02 «Прикладная геология»


Цели освоения дисциплины:

­        подготовка выпускников к проектной и производственно-технологической деятельности в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

­        иметь представление о научно-технических проблемах и перспективах развития рудной и нерудной промышленности, об основных направлениях совершенствования буровой техники;

­        иметь представление о научно-технических проблемах и перспективах развития нефтяной и газовой промышленности, об основных направлениях совершенствования буровой техники.

Задачи дисциплины:

­        изучение способов бурения геологоразведочных скважин на воду и твердые полезные ископаемые, применяемого оборудования и инструмента;

­        изучение способов бурения скважин на нефть и газ, применяемого оборудования и инструмента;

изучение основ технологии бурения скважин; возможных осложнений,  возникающих при  бурении скважин и влияющих  в дальнейшем  на их эксплуатацию.

Цель курса - Ознакомление студентами с принципами комплексирования геофизических методов. Приобретение студентами навыков разработки рациональных комплексов геофизических методов для решения различных геологических задач.

В рамках дисциплины углубляются представления по особенностям применения различных геофизических методов для поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых.

Развитие минерально-сырьевой базы страны характеризуется постоянным усложнением геологических задач и значительным удорожанием геолого-геофизических исследований. Комплексное применение геофизических методов при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых является одним из наиболее эффективных путей решения этих задач при одновременном снижении стоимости исследований.

Комплексирование геофизических методов обеспечивает ограничение некорректности каждого отдельного метода геофизики, объединяет и помогает увязать (откоррелировать) геологические разрезы на окончательном этапе интерпретации полученных геофизических материалов.

Рекомендуется для направления подготовки/специальности 21.05.02 «Прикладная геология»


Место курса - 

Цель курса:  приобретение студентами необходимых знаний в области технологии и техники проведения горных выработок, широко применяемых при поисках и разведке месторождений, формирование профессиональных качеств будущих инженеров-геологов, непосредственных участников и руководителей работ при геологических исследованиях.

Задачи курса: 
- приобретение студентами знаний в области техники и технологии проведения горных выработок, позволяющих будущим специалистам понимать организацию, виды и способы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых с помощью проведения горных выработок, знать основы проектирования, применяемые горные машины и оборудование, пути решения вопросов охраны окружающей среды.
-освоение студентами основных сведений по технологии и механизации проходческих процессов, прогрессивным методам организации труда, обеспечивающим повышение темпов работ, снижение их стоимости и безопасные условия труда.

Курс расчитна на 72 часа (2 З.Е.)

Язык курса - русский

Дисциплина представляет собой основной свод вопросов и понятий, владение которых необходимо студентам для успешного изучения других геологических дисциплин. Рассматривается кратких обзор разделов геофизики (гравиразведка, магниторазведка, сейсморазведка, электроразведка, радиометрия и др.). Освещаются теоретические особенности геофизических методов, методические вопросы применения этих методов и геологической интерпретации результатов геофизических измерений.

Программа курса "Правовые основы недропользования в Российской Федерации"  включает 9 тем, раскрывающих основные положения права в сфере недропользования. Каждая тема представлена в виде перечня вопросов, раскрывающих ее содержание и определяющих место соответствующих правовых институтов в системе права недропользования как самостоятельной отрасли российского права.

 Учебный курс «Правовые основы недропользования» призван дать студентам бакалаврам представление об основах правового регулирования недропользования в Российской Федерации; освоение студентами основ теории и содержания современного нормативного правового регулирования недропользования.

Курс мировая экономика минерального сырья даёт общее представление о состоянии минерально-сырьевых ресурсов по видам сырья (источники энергии - углеводороды, уголь, уран и пр., драгоценные металлы, чёрные металлы, цветные металлы, неметаллические полезные ископаемые - агрохимическое сырьё, флюсы и пр.) Показывается динамика разведки и добычи минерального сырья по видам. Представлены новые технологии исследований при поиске и разведке минерального сырья. Даются сведения об основных потребителях сырья и динамика его потребления.


   Цели дисциплины «Физическая и коллоидная химия»:

дать студентам-геологам представление о теоретически основах, современном состоянии и практическом  приложении физической химии, коллоидной химии в геологии,  инженерно-геологических, гидрогеологических и геокриологических исследованиях. В связи с эти в предлагаемом курсе особое внимание уделено таким вопросам, как основные законы и соотношения термодинамики, фазовые и химические равновесия, учение о растворах и адсорбции веществ, представления об электрохимии, свойства коллоидных растворов, методы расчета реакций минералообразования, приложение законов фазового равновесия к выявлению условий протекания геологических процессов.

   Задачи дисциплины:

формирование у будущих специалистов-геологов  современного естественнонаучного мировоззрения, современных представлений о свойства водных растворов электролитов, о методах расчета фазовых и химических равновесий, о принципах решения ряда проблем неравновесных систем с помощь положений термодинамики и химической кинетики.

   Эти знания необходимы для обоснованного подхода к решению вопросов генезиса и формирования природных вод, грунтов и минеральных ассоциаций в целом, для применения известных законов и соотношении физической и коллоидной химии к различным соответствующим проблемам гидрогеологии, инженерной геологии, грунтоведения и геокриологии.

Курс «Педагогика» разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности, как выпускников Университета. Знания по педагогике и психологии помогут студентам  сформировать целостное представление о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности. 

Дисциплина «Начертательная геометрия» способствует развитию пространственного воображения, что позволяет выйти на новый качественный уровень мышления в целом. Умение грамотно построить  чертеж методом проекций с числовыми отметками, аксонометрическое изображение, изображение в стереографических проекциях один из необходимых навыков для геологов. Навыки, полученные в результате изучения дисциплины, позволяют успешно продолжить освоение основных профилирующих дисциплин.

 Цели и задачи дисциплины:

-     формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных ФГОС ВПО с учетом квалификационных требований (профессиональных стандартов);

-     развитие пространственного мышления обучающихся, изучение теоретических основ построения изображений методом проекций с числовыми отметками, стереографических проекций, аксонометрических проекций, необходимых при подготовке специалистов.


Основной целью курса Механики является формирование математического мышления и выработки навыков моделирования динамических процессов различной физической природы и явлений на основе фундаментальных законов классической механики и современных методов математики и информатики. Механика является фундаментальной дисциплиной физико-математического цикла, на которой основаны важнейшие разделы математики и физики. Известные динамические аналогии и современная теория динамических систем позволяют существенно расширить область приложений Механики, включая системы различной физической природы и общественные процессы и явления. Для специалиста в области прикладной геологии методы классической механики являются основой динамического моделирования и решения задач.

Курс Механики предусматривает ознакомление с основными законами механики, обучение аналитическому представлению реальных процессов, исследованию их по математической модели и интерпретации соответствующих результатов и эффектов, полученных вследствие аналитического решения и математического моделирования.

Основная цель дисциплины «Экология» – является приобретение студентами знаний по экологии и помощь в формировании экологического сознания.

Основные задачи дисциплины – в результате освоения курса студент должен получить:

- знания по истории экологии и структуре современной экологии;

- базовые знания основных экологических понятий, терминов и определений;

- базовые знания по общей экологии;

- представление о разнообразии видов деятельности в сфере экологии и природопользования;

- практические навыки анализа современных экологических проблем и решения экологических задач.

Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ (72 ак.ч.)

Язык дисциплины: русский

Цель преподавания дисциплины: подготовка специалистов, обладающих знанием законов электрических цепей, навыками правильного использования этих законов при проектировании и эксплуатации сложных систем и устройств, отдельных интегральных узлов, изучение и теоретическое исследование физических процессов, связанных с прохождением электрического тока в полупроводниковых приборах.      

Задачи изучения дисциплины:

- исследование электромагнитных явлений и процессов, протекающих при различных энергетических преобразованиях в электротехнических устройствах;

- выбор оптимального метода расчета электрической цепи;

- изучение процессов, лежащих в основе работы полупроводниковых приборов;

- подготовка студентов к решению задач, связанных с рациональным выбором электронных приборов, их режимов работы и схем включения в различных устройствах.


Краткое содержание дисциплины:

  1. Космическая деятельность Российской Федерации.
  2. Дистанционное зондирование Земли.
  3. Использование результатов космической деятельности в интересах различных отраслей промышленности.
  4. Использование геоинформационных систем в интересах различных отраслей промышленности.
  5. Геопортальные решения на основе использования РКД в отраслевом управлении.

Дисциплина Основы делового общения и языковая коммуникация относится к дисциплине по выбору (блок 4) учебного плана.

Цели и задачи дисциплины: формирование навыков устной и письменной коммуникации  на основе научного знания о технологиях делового общения; формирование практических навыков ведения деловых переговоров ипринятия решений с использованием оптимальных стратегий и тактик в соответствии с требованиями профессиональной этики; формирование понимания того, что языковая коммуникация – это эффективный инструмент установления и поддержания деловых отношений, развития сотрудничества, смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций; формирование сознательного и ответственного отношения к  этическим нормам инравственным обязанностям делового человека, в частности инженера, в сфере профессиональной деятельности на основе адекватного понимания роли профессиональной этики в современном обществе;  расширение профессионального и коммуникативного кругозора, опирающегося на ознакомление с деловым этикетом разных стран, что позволит в будущем избежать трудностей в деловом общении с иностранными партнерами.

Количество часов, необходимых для освоения курса:

2 ЗЕ  72 часа

Язык курса:

русский



Цели и задачи дисциплины:  повышение уровня коммуникативной компетенции иностранных учащихся в сферах учебно-профессионального и делового общения, формирование устойчивых навыков и умений, позволяющих правильно использовать языковые средства в различных коммуникативных ситуациях, а также при написании учебно-научных текстов и некоторых видов документов в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 


1. Цели и задачи дисциплины: формирование коммуникативной компетенции специалиста в актуальных для него учебно-профессиональной и социально-культурной сферах, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в указанных сферах; формирование навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета; повышение уровня практического владения риторическими приемами; формирование навыков адекватного речевого поведения, что является необходимым условием становления конкурентоспособного специалиста и гарантией успешности его будущей профессиональной деятельности.

Основные задачи курса определяются требованиями к результатам её освоения в соответствии с ОС ВО РУДН.

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Дисциплина «Основы риторики и культура речи»  относится к вариативной части блока 1 учебного плана.

Объем

2 ЗЕ 72 часа

язык русский

Цели и задачи дисциплиныподготовка иностранных учащихся и обеспечение должного уровня  их профессионально-коммуникативной компетенции, а именно  готовности и способности  к овладению с помощью русского языка научными, предметными знаниями  на стадии профессионального становления.

Требования к освоению курса:

Для освоения курса требуются знания, умения и компетенции в объеме I сертификационного уровня владения русским языком как иностранным в учебной и социально-профессиональной макросферах. 

Количество часов, необходимых для освоения курса:

10 ЗЕ  360 часов



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: целью дисциплины «Русский язык в профессиональной  деятельности»  является  повышение уровня коммуникативной компетенции иностранных учащихся, достигнутой на предыдущих ступенях обучения. 

Задачи курса:

- совершенствование лингвистической, речевой, коммуникативной и культурологической компетенции студентов, развитие навыков осмысленного употребления языкового материала, единиц функциональной грамматики в различных ситуациях общения;

- углубленное изучение научно-популярного и научного стилей, а также   композиционно-языковой специфики учебно-научных текстов;

- формирование и развитие речевых навыков и умений, обеспечивающих реализацию коммуникативной  стратегии  и  коммуникативных  тактик  речевого  взаимодействия  в ходе  профессиональной беседы и дискуссионного общения;

- развитие когнитивных и исследовательских умений;

- расширение кругозора и повышение общей культуры студентов;

- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию.

 2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Дисциплина  "Русский язык в профессиональной деятельности"   относится к дисциплине по выбору (Б.1.В.3) учебного плана.

3. Требования к освоению курса:

Для освоения курса иностранному студенту необходимы знания, умения и компетенции, сформированные  на предшествующих этапах обучения;  способствует становлению профессиональных компетенций для осуществления иностранцами учебной  деятельности.

Количество часов, необходимых для освоения курса:

4 ЗЕ 144 часа

язык курса:

русский


Целью дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» является повышение начального уровня владения иностранным языком, овладение студентами необходимым уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, при подготовке научных работ, а также для самообразования. Данный курс будет полезен всем, кто интересуется испанской научно-технической литературой. В результате освоения данного курса, обучающиеся научатся использовать иностранный язык как в межличностном общении, так и в профессиональной деятельности; овладеют навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста по специальности на английском языке . Общая трудоемкость данного курса составляет 4 зач. ед. (144 ак. час, из которых: 68 ауд. час - практические занятия, 76 ак. час. - отводятся на самостоятельную работу студента).