Дисциплина «Иностранный язык. Дополнительные разделы» относится к вариативной части  учебного плана.

Целями обучения дисциплине «Иностранный язык. Дополнительные разделы» являются:

-        повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступенях образования

-        достижение студентами необходимого и достаточного уровня владения иностранным языком профессии;

-        развитие навыков академической (устной и письменной) коммуникации для реализации профессиональной деятельности.


Учебный курс «Перевод тексов по специальности» нацелен на  формирование способности  к коммуникации в межличностном и межкультурном взаимодействии на русском как иностранном и иностранном(ых) языке(ах) на основе владения взаимосвязанными и взаимозависимыми видами репродуктивной и продуктивной иноязычной речевой деятельности, такими как аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод в повседневнобытовой, социокультурной, учебно-профессиональной, официально-деловой и научной сферах общения.


Учебный курс «Практический курс профессионального перевода» нацелена формирование способности  к коммуникации в межличностном и межкультурном взаимодействии на русском как иностранном и иностранном(ых) языке(ах) на основе владения взаимосвязанными и взаимозависимыми видами репродуктивной и продуктивной иноязычной речевой деятельности, такими как аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод в повседневнобытовой, социокультурной, учебно-профессиональной, официально-деловой и научной сферах общения (УК-4).


Дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» относится к вариативной части,  раздел «Дисциплины по выбору студентов».

Изучение дисциплины базируется на компетенциях, сформированных в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык» на ступени обучения «бакалавриат» (ОС ВО РУДН бакалавриата).


Основная цель курса «Аналитическая химия» состоит в освоении теоретических и практических основ современных химических методов анализа. Для достижения поставленной цели выделяются такие задачи курса, как овладение методиками проведения аналитических исследований по изучению качественного и количественного состава веществ; изучение основных типов химических реакций и процессов в аналитической химии, их основных закономерностей; получение навыков математико-статистической обработки экспериментальных данных.

Изучение дисциплины «Введение в химию координационных соединений» предполагает получение студентами знаний о современном состоянии химии координационных соединений и применении координационных соединений в химии и химической технологии, а также получение навыков синтеза, идентификации и изучения свойств координационных соединений с использованием современных методов исследования.

Целью курса "Высокомолекулярные соединения" является ознакомление студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими приложениями, знание которых необходимо каждому химику, независимо от его последующей узкой специализации, тем более деятельность более 60% химиков связана с полимерами. Полимерное состояние - особая форма существования веществ, которая в основных физических и химических проявлениях качественно отличается от низкомолекулярных веществ. Поэтому главное внимание в курсе уделяется рассмотрению основных свойств высокомолекулярных соединений, отличающихся от свойств низкомолекулярных веществ. Большие размеры и цепное строение макромолекул обуславливают появление ряда важных специфических свойств, которые определяют практическую ценность полимеров как материалов, а также их биологическое значение. С другой стороны, химические превращения и синтез полимеров осуществляются в результате ряда обычных химических реакций хорошо известных из органической химии низкомолекулярных соединений. Однако, участие в этих реакциях макромолекул, макрорадикалов, макроионов вносит качественно новые аспекты в рассмотрение обычных химических реакций. В курсе обсуждаются молекулярная и надмолекулярная структура полимеров, их физико-химические и механические свойства, поведение макромолекул в растворе, особенности поведения полиэлектролитов, синтез и химические реакции макромолекул.

Цели и задачи дисциплины:

       приобретение умений и практических навыков применения технических средств и методов информационных технологий для решения прикладных профессиональных задач с использованием персональных компьютеров

        развитие навыков алгоритмического мышления, освоение основных элементов одного из языков программирования высокого уровня (Паскаль)  

        развитие  навыков использования прикладного программного обеспечения


Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование химических понятий и представлений, развитие физических и химических методов исследования во времени и в пространстве (кроме истории химии здесь подразумевается и ее "география"). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира (в ее химическом аспекте), расширение практических возможностей химии и химической технологии – эти центральные стержневые темы не должны раствориться в нагромождении фактов, дат, имен. Дисциплина "История  химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих основное содержание современной химии. Этот курс призван также установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами.

История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ, именно поэтому данный курс играет объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, так как дает возможность увидеть эволюцию химических знаний, понять место химии в системе научных знаний, а также дать представления студентам о современных научных проблемах и векторах развития современной химии. Также одной из задачи курса является установление взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами. В ходе изучения Истории химии студенты познакомятся с этапами ее развития от древних времён до современности, в том числе и с очень важным и интересным её этапом развития – алхимией. Изучение истории химии рассматривается в контексте мировой культуры, в контексте развития науки и техники. Большое внимание в ходе изучения дисциплины уделяется личностям учёных, которые внесли огромный вклад в развитие как химии, так и науки в целом.


Курс коллоидной химии как единой учебной дисциплины включает сравнительное изучение методов получения  и свойств истинно гетерогенных дисперсий (аэрозолей, лиозолей и пирозолей), а также мицеллярных систем и растворов высокомолекулярных соединений (ВМС). 

Объем - 144 ч. (4 ЗЕ)
Язык - русский.
Практикум включает 10 лабораторных модулей.

Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в химии» является изучение программного обеспечения, применяемого в области химической науки и образования, и его использование как инструмента при решение конкретных задач, возникающих в рамках фундаментальной и прикладной химии, что позволит сформировать у студентов устойчивые навыки его использования. При освоении курса студенты познакомятся с методами поиска, получения, передачи, обработки, накопления и предоставления научной информации в области химии.      

Дисциплина "Кристаллохимия и основы рентгеноструктурного анализа" предназначена для направления 04.03.01 "Химия". Цели и задачи дисциплины являются: изучение основ современной кристаллохимии: пониманию законов симметрии, кристаллического строения, основных понятий кристаллохимии, законов геометрической кристаллографии, решеток Браве, кристаллохимических особенностей основных типов химических соединений, полиморфизма и политипизма, изоморфизма, кристаллохимических закономерностей, основных принципов рентгендифракционных исследований в кристаллах, формирование научного мировоззрения, теоретической подготовки специалистов и приобретение практических навыков, способность видеть области применения этих законов, четко понимать их принципиальные возможности при решении конкретных задач.


Цели и задачи дисциплины: овладение основными понятиями и методами следующих разделов  высшей математики:  дифференциальное и интегральное исчисления функций одной и нескольких переменных, элементы теории поля, элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, дифференциальные уравнения, теория рядов, элементы теории вероятностей; выработка навыков решения задач по указанным разделам; развитие логического мышления.


Цели и задачи дисциплины "Математика".

Овладение основными понятиями и методами следующих разделов  высшей математики:  дифференциальное и интегральное исчисления функций одной и нескольких переменных, элементы теории поля, элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, дифференциальные уравнения, теория рядов, элементы теории вероятностей; выработка навыков решения задач по указанным разделам; развитие логического мышления.


В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 04.03.01 «Химия», (степень) «бакалавр».

 Дисциплина нацелена на подготовку специалистов к:

- научно-исследовательской и производственно-технологической работе в области синтеза чистых органических соединений;

- модернизации существующих и разработке новых методов получения чистых органических соединений;

поиску и анализу профильной научно-технической информации, необходимой для решения конкретных инженерных задач, в том числе при выполнении междисциплинарных проектов.



Дисциплина “Неорганическая химия ” относится к базовой части учебного цикла Б.1.Б. Курс неорганической химии является начальным этапом профессиональной подготовки специалиста-химика.

Целью дисциплины Органическая химия является обучение слушателей основным понятиям теоретической органической химии, а также основным методам практической работы в лаборатории.

Органическая химия является одной из основополагающих дисциплин в цикле естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров химиков. В курсе органической химии излагаются фундаментальные основы учения о строении молекул, типах химической связи и химических свойствах основных классов органических соединений, о физических и химических методах их идентификации, о взаимосвязи между реакционной способностью вещества с его молекулярной структурой, о механизмах органических реакций и основных методах тонкого органического синтеза. Целью изучения органической химии является формирование широкого естественно-научного кругозора химика, владеющего знаниями о химических свойствах различных классов органических соединений, основными методами эксперимента в органической химии, навыками применения теоретических законов к решению практических задач.


Цели и задачи дисциплины: _Получение представлений о особенностях фрагментации различных классов органических соединений в условиях ионизации электронами, навыков получения и анализа совокупности спектральных характеристик органических соединений

Цели и задачи дисциплины: преподавание нанохимии, как развитие представлений о свойствах объектов с высокой степенью раздробленности вещества, активно внедряется в последние годы в классических и технических университетах. Главной целью ставится понимание новой междисциплинарной области знания – нанонауки, как области получения и исследования свойств объектов, имеющих размер менее 100 нанометров (1 нм = 1×10-9 м). За последние десятилетия появились новые направления нанонауки и области её применения. Интерес химиков к высокодисперсному состоянию вещества основан на богатом опытном и теоретическом материале разделов коллоидной химии. Химическим фундаментом объектов исследования - наночастиц, нанокластеров и нанокомпозитов - остаются атомы и молекулы, поэтому понимание условий образования нанообъектов, их функционирования и особенностей свойств невозможно без специальных знаний. Химиками решаются не только проблемы синтеза, но и стабилизации термодинамически неустойчивых высокодисперсных систем. 

Задачей курса нанохимии для студентов 3-го курса является обзор основных классов и методов получения, стабилизации и применения наночастиц в технике, биологии, медицине.  


Мировая нефтехимическая промышленность является одной и наиболее динамично развивающихся отраслей, темпы роста которой опережают рост уровня мирового ВВП (коэффициент опережения превышает 2), поэтому изучение курса «Основы нефтехимии» является необходимым и востребованным элементом в процессе подготовки современного химика. В ходе освоения этого курса студенты познакомятся с современными способами производства разнообразных органических продуктов при использовании в качестве сырья нефти и природного газа, рассмотрят наиболее типичные технологии, химические процессы и промышленные установки. Большое внимание при изучении курса будет уделено вовлечению альтернативных, в том числе и возобновляемых, источников сырья для производства нефтегазохимической продукции. Структура курса учитывает современные тренды развития нефтехимии. Центральным элементом в формировании у студентов профессиональных компетенций в области нефтегазохимии является приобретение знаний в области «менеджмента молекул», что позволяет им легко ориентироваться в огромном многообразии изучаемых процессов.

Целью курса «Основы ЯМР» является формирование у студентов бакалавриата навыков установления строения вещества с помощью расшифровки спектров ядерного магнитного резонанса (далее ЯМР). Наибольшее внимание уделяется спектроскопии ЯМР 1Н и 13С органических соединений. Также рассматривается спектроскопия ЯМР на менее распространённых ядрах: 19F.


Цели и задачи дисциплиныподготовка иностранных учащихся и обеспечение должного уровня  их профессионально-коммуникативной компетенции, а именно  готовности и способности  к овладению с помощью русского языка научными, предметными знаниями  на стадии профессионального становления.

Требования к освоению курса:

Для освоения курса требуются знания, умения и компетенции в объеме I сертификационного уровня владения русским языком как иностранным в учебной и социально-профессиональной макросферах. 

Количество часов, необходимых для освоения курса:

10 ЗЕ  360 часов


Целью настоящего курса (курс по выбору) является ознакомление студентов - бакалавров с современным состоянием тонкого органического синтеза. Курс является общеобразовательным и призван сформировать у слушателя, на основе мозаичной картины последних достижений органической химии (складывается из направлений: стратегия направленного синтеза, молекулярный дизайн, супрамолекулярная химия), целостное восприятие перспектив развития органического синтеза. Лекционный материал помогает студентам 4-ого курса сориентироваться в океане химической науки и выбрать наиболее близкую по духу специализацию в магистратуре, с ориентацией на органическую химию.

Дисциплина «Физика»  относится к базовой части блока Б1.Б6 учебного плана. Курс излагается для студентов-химиков на 1-ом и 2-ом курсах. Основной целью курса является общеобразовательная подготовка студентов по дисциплине «Физика», создание фундаментальной базы для усвоения программы специализированных курсов.

Основной целью освоения дисциплины является ознакомление студентов-химиков с основами современных физико-химических методов исследования

Физическая химия – наука, объясняющая химические явления и устанавливающая их закономерности на основе общих принципов физики.

Общая задача физической химии – предсказание временного хода химического процесса и конечного результата на основании данных о строении и свойствах молекул.

Целями освоения дисциплины являются:

  • формирование представлений о  роли химической промышленности в производстве материальных благ и решении ряда глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
  • ознакомление  студентов с общими принципами,  элементами  и   основными процессами и аппаратами химической технологии, с арсеналом методов химических превращений, используемых для массового производства   жизненно важных  продуктов неорганического и органического синтеза;
  • приобретение умений и навыков  применения химико-технических средств и методов  переработки основных видов  сырья в целевые продукты, полезные  для   различных отраслей народного хозяйства и  быта. 

Количество часов, необходимое для освоения курса: 4 ЗЕ (144 час.).

Язык курса: русский.

Основной целью курса является изучение структуры и свойств биомолекул, их функций в живых системах, а также химических основ процессов, протекающих в живой природе. Основные задачи освоения дисциплины – приобретение студентами знаний о структуре и свойствах важнейших классов низкомолекулярных природных соединений и биополимеров на базе фундаментальной химии и формирование представлений о взаимосвязи между строением молекул и биологическими свойствами.

Общая трудоёмкость - 72 ч. (2 ЗЕ)

Язык курса - русский

Курс посвящен методам получения лекарственных веществ. Систематизация основана преимущественно на классах химических соединений, используемых в качестве лекарств. Отмечаются общие подходы синтеза соответствующих фармакофорных фрагментов и различия в синтетических методах, используемые для получения конкретных лекарственных веществ.

Главной целью дисциплины "Хроматография" является формирование у студентов 4-го курса целостного представления о методе хроматографии, ознакомление с современным состоянием метода, а также получение аспирантами базовых понятий, связанных с принципами работы современных хроматографических приборов и входящих в их состав элементов, функционирование которых обеспечивает возможности газовой и жидкостной хроматографии для решения различных аналитических задач. Понимание принципов процесса разделения веществ на хроматографических колонках, механизмов удерживания, причин уширения пиков в процессе хроматографирования.


Рассмотрены методы проведения эксперимента, их классификация, методы измерения и способы графического отображения данных.

Основными целями дисциплины являются закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин базовой части профессионального цикла, и приобретение практических навыков работы в лаборатории. Грамотный анализ и интерпретация полученных результатов.

Целями дисциплины являются закрепление теоретических знаний полученных при изучении дисциплин базовой части профессионального цикла и приобретения практических навыков работы в лаборатории органического синтеза, освоение экспериментальных методов работы в химической лаборатории и приобретение навыков поиска химической информации, ее систематизации.

Изучение дисциплины «Введение в химию координационных соединений» предполагает получение студентами знаний о современном состоянии химии координационных соединений и применении координационных соединений в химии и химической технологии, а также получение навыков синтеза, идентификации и изучения свойств координационных соединений с использованием современных методов исследования.