Преддипломная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы бакалавриата. Направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ОС РУДН. Целью преддипломной практики является расширение профессиональных знаний, полученных студентами в процессе обучения, формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы, а также сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР). Преддипломная практика проводится для завершения выполнения ВКР и является обязательной.
- Преподаватель: Марианна Дмитриевна Харламова
Целями проведения «производственной практики» являются:
- приобретение навыков работы с нормативными и производственными документами;
- формирование общепрофессиональных и профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для будущей работы на предприятии;
- изучение специфики деятельности предприятия;
- приобретение навыков профессионального мастерства и основ профессиональной деятельности;
- изучение специфики деятельности предприятия/организации;
- приобретение опыта самостоятельной деятельности на предприятии (в организации);
- сбор и обработка материалов для выполнения выпускных квалификационных работ.
- Преподаватель: Алена Николаевна Басамыкина
Формирование знаний, умений и навыков в области климатически-нейтрального управления ресурсами, прогноз последствий глобальных изменений для локальных сообществ, разработка мер по смягчению этих последствий и адаптации к ним. К основным задачам относится разработка ответных стратегий на локальном, национальном и международном уровнях. Студенты получат прочную основу в области физических и социальных наук об изменении климата и его последствиях, включая адаптацию к изменению климата и смягчение его последствий. Выработает критическое понимание инструментов политики, доступных для содействия охране окружающей среды. Полученные базовые знания и навыки будут применяться при изучении прикладных дисциплин (экологическая экспертиза, экологический мониторинг, основные принципы экономики замкнутого цикла и др.), а также междисциплинарных предметов (глобальные изменения природной среды и климата, география природных рисков, управление природными ресурсами и др.).
- Преподаватель: Анна Игоревна Курбатова
Цели и задачи дисциплины: целью настоящего курса является изучение теоретических и прикладных основ защиты окружающей среды с учетом практического использования современных Clean-up технологий в различных секторах экономики.
В задачи курса входят:
- формирование навыков выявления приоритетных загрязнителей окружающей среды в воздухе, воде и почве;
- формирование знаний, требуемых для принятия оптимальных производственных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки в отдаленной перспективе;
- формирование умения разрабатывать схемы технологических процессов очистки газо-воздушных выбросов, сточных вод и деградированных земель- Преподаватель: Анна Владимировна Попкова
- Преподаватель: Джемма Викторовна Шушпанова
Курс для студентов очно-заочного и заочного отделения (Экологического факультета)
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
Цель дисциплины: формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях взаимоотношений современного индустриального общества, со все увеличивающимися масштабами производственной деятельности человека, с биосферой.
Задача настоящей программы состоит в стремлении отразить этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к окружающей среде и обществу; рассмотреть глобальные экологические проблемы и принципы рационального использования природных ресурсов и энергии.
Целью программы является обучение работы с методами сбора, хранения и обработки информации, с анализом опасных антропогенных воздействий на окружающую среду, а также познакомить с современными методами познания природы, их применением для решения естественнонаучных задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.
- Преподаватель: Анна Игоревна Курбатова
Цель дисциплины: заложить фундаментальные знания у студентов об основных источниках традиционной и альтернативной энергии, сформировать способность понимать основные закономерности превращения тепла в работу на основе законов термодинамики, изучить основные источники традиционной и альтернативной энергии.
Задачи курса - сформировать у студентов навыков и умения по следующим основным направлениям изучаемого предмета:
Освоить основные законы и методы термодинамических процессов при сжатии и расширении (изотермический, адиабатический, изохорический, политропный и др.), Прямой и обратный циклы Карно и Ренкина.
Сформировать творческое мышление при расчетах тепловых процессов, выборе источников энергии, одновременного использования (комбинированного) разных источников энергии.
Сформировать навыки самостоятельного творческого проведения научных исследований в области применения как традиционных так и альтернативных источников энергии.
- Преподаватель: Александр Васильевич Луканин
Цель дисциплины: заложить фундаментальные знания у студентов о процессах и аппаратах химической технологии, сформировать способность понимать физико-химическую сущность процессов и использовать основные законы протекания химико-технологических процессов в комплексной производственно-технологической деятельности
Задачи курса
– формирование навыков и умения по следующим направлениям деятельности:
· Формирование способности выполнять необходимые физико-химические и термодинамические расчеты основных параметров химико-технологических процессов на основе методов процессов и аппаратов химической технологии
· Формирование творческого мышления, объединение фундаментальных знаний основных законов и методов расчёта химикотехнологических процессов и проведения физико-химических исследований, с последующей обработкой и анализом результатов исследований
· Формирование навыков самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области процессов и аппаратов химических технологий
- Преподаватель: Александр Васильевич Луканин
Целью курса «Основы циркулярной экономики» является изучение основ циркулярной экономики как основного механизма ресурсосбережения. Обобщение теоретико-методологических подходов и практического опыта становления и развития экономики замкнутого цикла, углубленное изучение принципов и законов функционирования циркулярной экономики, изучение аналитического аппарата исследования проблем циркулярной экономики, знакомство обучающихся со спецификой макро- и микроэкономического анализа циркулярной экономики,
Задачи дисциплины:
- изучение принципов построения систем обращения с отходами на разных территориальных уровнях,
- обучить использованию экономико-математических инструментов (оценке жизненного цикла LCA);
- изучение принципов организации малоотходных и ресурсосберегающих производств;
- изучение обязанностей и функций управляющих и коммерческих структур,
- Преподаватель: Анна Игоревна Курбатова
Электротехника – область науки и техники, использующая электрические и магнитные явления для практических целей. Жизнь современного общества невозможно представить себе без применения электрической энергии: жилище, одежда, пища, промышленные товары, средства транспорта, получение и передача информации – все это эксплуатируется или производится с помощью электроэнергии. История электротехники насчитывает более двух столетий. В конце XVIII века был изобретен первый электрохимический источник электрической энергии. После этого началось изучение свойств электрического тока, были установлены основные законы электрических цепей, созданы разнообразные конструкции электрических машин и приборов. Однако до 70-х годов XIX в. широкое применение электрической энергии было невозможно из-за отсутствия надежных и экономичных генераторов. Электрическое освещение явилось первым массовым энергетическим применением электрической энергии. В 70–80 гг. XIX века электротехника превращается в самостоятельную отрасль науки и техники, начинается становление электроэнергетики.
- Преподаватель: Артем Александрович Горбунов
Охрана труда
изучаем современные тербования к охране труда на предприятии
- Преподаватель: Владимир Евгеньевич Пинаев
- Преподаватель: Елена Владимировна Станис
Дисциплина относится к вариативной части блока 1 Учебного плана
- получение представления о целях и задачах теории вероятностей и математической статистике их роли и месте в социально-экономических исследованиях и инженерных приложениях, о современных направлениях в теории вероятностей и математической статистике, о методологических проблемах теории вероятностей и математической статистики;
- знание основных понятий комбинаторики, теории
вероятностей, основ теории случайных процессов, основных понятий и задач
математической статистики;
знакомство с основными понятиями теории вероятностей и математической статистики (событие, вероятность, случайная величина, выборка, гипотеза и т.д.); - освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины;
- развитие навыков использования компьютера в научном исследовании
- освоение методик обработки реальных данных
- возможность применения освоенных методов в решении конкретных инженерных задач
Язык курса - русский
- Преподаватель: Татьяна Николаевна Ледащева
- Преподаватель: Вера Ивановна Чемоданова
Теоретической основой рассматриваемой дисциплины являются фундаментальные естественнонаучные и социально-экономические знания по проблемам взаимодействия окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и его жизнедеятельностью.
Изучение курса базируется на предварительном освоении фундаментальных естественнонаучных (биология, география, общая экология, ландшафтоведение, геохимия, экология человека), информационных, социально-экономических (основы природопользования, кадастры и оценка земель) дисциплин и правовых основ природопользования.
Цель курса:
Сформировать основы знаний по оценке воздействий хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством и использовать принципы и методы проведения оценки воздействия на все компоненты окружающей среды
- Преподаватель: Анна Владимировна Попкова
- Преподаватель: Марианна Дмитриевна Харламова
Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ОС ВО РУДН и основной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».
- Преподаватель: Марианна Дмитриевна Харламова
Цели и задачи дисциплины: формирование коммуникативной компетенции специалиста в актуальных для него учебно-профессиональной и социально-культурной сферах, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в указанных сферах; формирование навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета; повышение уровня практического владения риторическими приемами; формирование навыков адекватного речевого поведения, что является необходимым условием становления конкурентоспособного специалиста и гарантией успешности его будущей профессиональной деятельности.
Количество часов, необходимых для освоения дисциплины:2 ЗЕ 72 часа
язык русский
- Преподаватель: Марина Борисовна Будильцева
- Преподаватель: Ирина Юрьевна Варламова
Дисциплина «Опасные и вредные производственные факторы» направлена на повышение технической, гуманитарной, правовой подготовки выпускников учебных заведений в области безопасности труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении социально – экономических, естественно научных, обще профессиональных и специальных дисциплин.
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
Цели и задачи курса: Подготовить студентов к решению проблем в области оценки, анализа и управления экологическими рисками и рисками для здоровья населения и профессиональных групп. В задачи курса входит получение знаний о риске, техногенных системах, параметрах оценки состояния экологических систем и здоровья населения, критериях оценки состояния окружающей среды, путях воздействия вредных факторов на человека и эффектах этого воздействия, освоение методологий оценки риска.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать основные нормативные и методические документы в области оценки риска, приоритетные экологические факторы для разных типов промышленных предприятий и инфраструктур, пути воздействия вредных факторов на окружающую среду и организм человека; уметь идентифицировать источник опасности для населения и природных экосистем, оценить степень опасности источника воздействия и пути его поступления в организм человека, проанализировать полученные результаты и оценить суммарный риск для всех негативных экологических факторов по всем путям поступления, сделать вывод о приемлемости риска, принять управленческие решения о минимизации неприемлемых уровней риска.
- Преподаватель: Ксения Юрьевна Михайличенко
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Основы биохимии» базируется на курсах цикла естественнонаучных дисциплин (Б.2), входящих в модули Математика, Физика, Биология.
Основные задачи дисциплины включают:
- прочное усвоение студентами теоретических знаний по основным разделам биологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию блока общих естественнонаучных дисциплин;
- развитие биологического и экологического мышления и воспитание ответственного отношения к окружающей среде.
- приобретение студентами умения самостоятельного поиска информации в области биохимии, охраны природы и использование ее в процессе их научно-практической деятельности.
- приобретение знаний о структуре и функциях клеток различных видов живых организмов. изучение строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи, описание метаболические превращения отдельных блоков метаболических цепей
- Преподаватель: Валентина Сергеевна Орлова
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «БИОТЕХНОЛОГИЯ» базируется на курсах цикла естественнонаучных дисциплин (Б.2), входящих в модули Математика, Физика, Биология, Изучение дисциплины завершает цикл теоретических курсов в бакалаврской программе. Основные задачи дисциплины включают:
- прочное усвоение студентами теоретических знаний по основным разделам биологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию блока общих естественнонаучных дисциплин;
- развитие биологического и экологического мышления и воспитание ответственного отношения к окружающей среде.
- приобретение студентами умения самостоятельного поиска информации в области биохимии, охраны природы и использование ее в процессе их научно-практической деятельности.
- приобретение знаний о структуре и функциях клеток различных видов живых организмов. изучение строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи, описание метаболические превращения отдельных блоков метаболических цепей
Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития изучения биологии клетки, его отражения в учебной литературе.
- Преподаватель: Валентина Сергеевна Орлова
1. Цели и задачи дисциплины. Учебная дисциплина «Промышленная токсикология» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по специальности Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.
Целью изучения курса «Промышленная токсикология» является приобретение студентами теоретических знаний в области промышленной токсикологии, а также практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
Основной целью курса является адаптация студентов к экстремальным воздействиям, порождающим опасность для здоровья человека.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- изучение основных причин, механизмов и условий возникновения в повседневной жизни опасных для здоровья ситуаций;
- обучение студентов распознаванию угрожающих жизни состояний, травм и некоторых нозологических единиц;
- рассмотрение алгоритмов рациональных действий в конкретных ситуациях автодорожного происшествия, поражения электрическим током, отравления, удушения и т.п.;
- закрепление необходимых навыков, правил и способов оказания первой медицинской помощи для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинского персонала.
- Преподаватель: Елизавета Вячеславовна Аникина
Цели дисциплины формирование профессиональных компетенций (ПК-6; ПК-2; ПК-5; ПК-13) в соответствии с образовательным стандартом по направлению 18.03.02, в том числе:
□ Ознакомление с требованиями промышленной безопасности, установленными Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами РФ по общим вопросам промышленной безопасности, промышленной безопасности в отраслях и с зарубежной практикой регулирования, а также освоение практических подходов к ргулированию рисков в области промышленной бзопасности.
Основные задачи освоения дисциплины:
- обучение работе с нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности;
- ознакомление с подходами к идентификации опасных производственных объектов;
- обучение подходом к снижению опасности производств;
- ознакомление с порядком проведения технического расследования причин аварий;
- ознакомление с методами анализа опасности и риска и методами управлением рисками.
- Преподаватель: Маргарита Михайловна Редина
Подготовка студента к решению профессиональных задач по достижению качества и эффективности работ на основе использования методов обеспечения единства измерений, стандартизации и унификации, а также подтверждения свойств и характеристик путем сертификации на соответствие государственным и международным нормам.
Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: законодательную и нормативную базу
в области обеспечения единства измерений, стандартизации и сертификации.
Уметь: осуществлять поиск нормативных
документов; подбирать средства измерений и составлять программы измерительных
экспериментов.
Владеть: опытом работы со средствами измерений; работы с
нормативными документами (государственными и другими стандартами).
- Преподаватель: Константин Вячеславович Исаев
Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) стали «новым словом» в подходах к управлению организациями разных отраслей и уровней. Создание таких управленческих систем предполагает унификацию подходов к обеспечению деятельности в различных направлениях. Современные ИСМ предполагают объединение усилий по управлению качеством, управлению экологической безопасностью, охраной труда, промышленной безопасностью.
Возникновение интегрированных систем менеджмента послужило поводом для формирования такой дисциплины как HSE-менеджмент. Это отчасти новое направление в безопасности жизнедеятельности, оюъединяющее управление в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Эти три, казалось бы, разные дисциплины, объединяя в одно направление, связывает понятие «безопасность».
Цель дисциплины - формирование профессиональных компетенций (ПК-6; ПК-2; ПК-5; ПК-13) в соответствии с образовательным стандартом по направлению 18.03.02, в том числе ознакомление студентов с теоретическими основами создания интегрированных систем менеджмента, объединяющих управление в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасностью- Преподаватель: Маргарита Михайловна Редина
Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл Б3. Курс является междисциплинарным, осваивается после освоения следующих дисциплин Математического и естественнонаучного цикла Б.2.:
математика, информатика, экология, химия, физика.
Курс предназначен для получения знаний в области контроля состояния объектов окружающей природной среды.
В результате усвоения дисциплины выпускник должен должен знать:
– вредные и опасные химические вещества, попадающие в объекты окружающей среды, в результате антропогенной деятельности;
- методики определения содержания химических веществ в объектах окружающей среды.
Иметь навыки:
– осуществления контроля содержания химических веществ в объектах окружающей среды,
- принимать управленческие решения по снижению содержания химических веществ в объектах природной среды.
Курс включает 17 лекций – 34 часа, семинары – 34 часа; самостоятельная работа студента –34 ч, итоговая аттестация – 6 ч.Курс читается на русском языке.
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
- Преподаватель: Элеонора Евгеньевна Коновалова
- Преподаватель: Ксения Юрьевна Михайличенко
- Преподаватель: Александр Георгиевич Цховребов
Место дисциплины в структуре ООП:
Профессиональный цикл Б3. Курс является междисциплинарным, осваивается после освоения следующих дисциплин Математического и естественнонаучного цикла Б2.:
математика, информатика, экология, химия, физика, радиоэкология.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные законы, нормативные и методические документы в области радиационной безопасности, методики радиационного контроля, организацию производственного контроля за радиационной безопасностью, особенности радиационного контроля при обращении с радиационными источниками и генерирующими источниками ионизирующих излучений.
Уметь: проводить радиационный контроль, вести учётную и отчётную документацию по радиационной безопасности, принимать управленческие решения.
Владеть: основами оценки радиационной опасности, современными методиками и методами обеспечения радиационной безопасности.
Общая трудоемкость 108 ак.ч.
Курс читается на русском языке.
- Преподаватель: Гюльнара Александровна Кулиева
1. Цели и задачи дисциплины. Учебная дисциплина «Вредные и опасные вещества в промышленности» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по специальности Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.
В задачи курса входит:
•формирование системы понятий дисциплины;
• рассмотрение источников поступления токсичных веществ в окружающую среду, их распространение и поведение в окружающей среде;
•рассмотрение пути поступления токсичных веществ и механизмы их поведения в организме;
•изучение и составление паспортов токсичности на вещества, поступающие в окружающую среду;
•развитие экологическое мышление и навыков практического применения теоретических знаний в области экологии и природопользования;
•воспитание навыков самостоятельной работы с литературой, нормативным материалом;
•прививание студентам навыков эффективной подготовки и работы на практических занятиях, в том числе таких как умение аргументировано отстаивать свои позиции.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Вредные и опасные вещества в промышленности» включена в вариативную часть профессионального цикла.
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
Цель курса: формирование представлений об основных современных эколого-экономических проблемах в России и за рубежом и путях их решения; развитие навыков работы с эколого-экономической информацией с целью принятия решений; обеспечение устойчивости эколого-экономических систем.
Краткое содержание курса
Предмет, задачи, методы исследований в экономике природопользования. Экологическая политика. Устойчивое развитие и его эколого-экономические аспекты.
Роль природных условий и природных ресурсов в развитии общества.
Экологические издержки производств. Экстернальные эффекты. Оптимум загрязнения и экологические ущербы Механизмы регулирования природопользования.
Платность природопользования. Стоимостная оценка природных ресурсов. Концепции и практические методы оценки ресурсов.
Платежи за загрязнение. Экологическое налогообложение.
Источники финансирования и эффективность природоохранных мероприятий. Отбор природоохранных мероприятий для финансирования. Эколого-экономические модели.
Экологический менеджмент. Экологический учет и отчетность. Эколого-экономический анализ
- Преподаватель: Маргарита Михайловна Редина
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды являются
– формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования;
– формирование представлений о роли экологического нормирования как основного инструмента охраны окружающей среды;
– информирование студентов о современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации, о роли экологического нормирования как базы для эффективного управления природопользованием и формирования устойчивой экономики;
– развитие навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных комплексов.
Задачи курса:
· формирование представлений об устойчивости природных систем;
· создание системных представлений о структуре экологического нормирования в РФ;
· информирование о зарубежном опыте экологического нормирования;
· анализ действующей системы экологического нормирования для различных направлений природопользования;
· формирование представлений об экологическом нормировании как базе для экономического регулирования природопользования.
- Преподаватель: Александр Петрович Хаустов
- Преподаватель: Александр Васильевич Луканин
Целью курса является ознакомление с общими принципами и технологиями обращения с
опасными отходами, а также отходами ТКО, рассматриваются особенности их сбора, хранения и обработки. При изложении курса
используются данные о современных технологиях обработки, хранения и
утилизации отходов производства и потребления, применяемых как в отечественной,
так и в зарубежной практике
- Преподаватель: Марианна Дмитриевна Харламова
Преподаватель Кучейко , Орловский А.В.
Цели дисциплины: формирование нового качества образования с использованием новейшего программного обеспечения, позволяющего использовать достижения результатов космической деятельности (РКД), формирование специальных профессиональных компетентностей, связанных с возможностью использования инновационных методов управления при решении прикладных задач.
Задачи дисциплины:
формирование и развитие профессиональной, методологической, информационно-коммуникационной компетентности в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов нового поколения;
формирование специальных профессиональных компетенций, связанных с возможностью использования инновационных методов информационного обеспечения процессов управления при решении прикладных задач;
максимальное приближение новейших достижений российской науки к нуждам образовательного процесса;
освоение методики проектной деятельности с учетом использования цифровых образовательных ресурсов;
обеспечение нового качества образования с применением новейшего программного обеспечения, позволяющего использовать достижения РКД.
- Преподаватель: Дарья Олеговна Капралова
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является учебной практикой и направлена на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний, а также на получение первичных профессиональных умений и навыков в области:
- организации обслуживания и управления технологическими процессами;
- осуществления мероприятий по охране окружающей среды на основе требований промышленной безопасности и других нормативных документов, регламентирующих качество природных сред;
- организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных процессов;
- сбора и анализа исходных данных для проектирования эффективных технологических процессов и установок, характеризуемых высоким уровнем энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасностью;
- реализации новых технологических процессов
- Преподаватель: Присцила Хакелине Ариас Ордоньес
Цели и задачи дисциплины: целью настоящего курса является ознакомление с общими принципами обращения с опасными отходами, их хранения и переработки. При изложении курса используются данные о современных технологиях переработки, хранения и утилизации отходов производства и потребления, применяемых как в отечественной, так и в зарубежной практике, нормативно-методические документы и акты, законодательная база. В задачи курса входит ознакомление с основами законодательства и нормативной базой в области обращения с отходами, существующими концепциями комплексной переработки и утилизации производственных и коммунальных отходов.
- Преподаватель: Михайло Адамович
- Преподаватель: Марианна Дмитриевна Харламова
Дисциплина (наименование дисциплины) Процессы и аппараты защиты окружающей среды относится к (базовой или вариативной) базовой части блока 1 учебного плана.
1. Цель дисциплины – формирование у студентов углубленных знаний о процессах, применяемых для защиты атмо-, лито- и гидросферы, их аппаратурного оформления, умений и навыков расчета основных характеристик аппаратов.
Задачи дисциплины:
- расширить знания об основных средствах и способах защиты окружающей среды путем очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации и переработки отходов;
- ознакомить с аппаратами, применяющимися в промышленности для защиты окружающей среды, их классификацией и конструктивными особенностями.
- развить способность к самоорганизации и самообразованию.
- Преподаватель: Алена Николаевна Басамыкина
- Преподаватель: Александр Васильевич Луканин
Цели и задачи дисциплины: Изучение теоретических и прикладных основ «зеленой» экономики и устойчивого развития предприятий по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), приобретение технологических навыков в производстве энергоресурсов из ТКО, формирование умения принимать управленческие решения в области «низкоуглеродной» экономики.
- Преподаватель: Александр Васильевич Луканин
- Преподаватель: Анна Владимировна Попкова
1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины «ГИС технологии» в соответствии с общими целями основной профессиональной образовательной программы являются: Целями изучение основных теоретических принципов построения и классификации современных геоинформационных систем, а также формирование у студентов базовых практических навыков их использования для решения практических экологических задач.
Задачей дисциплины приобретение студентами прочных знаний и навыков практической работы в области, определяемой основной целью курса..
Знать:
основные теоретические понятия в области геоинформационных систем; структуру и классификацию ГИС, тенденции и перспективы их развития; математическую основу и принципы построения картографических произведений
Уметь:
· использовать базовые навыки работы с современным программным обеспечением ГИС-систем
Владеть:
· новыми разработками ГИС-систем, как отечественных, так и зарубежных компаний эффективными приемами их использования, понятием о перспективах их развития
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы- Преподаватель: Дарья Олеговна Капралова
Раздел 1. Основные понятия управления химико-технологическими процессами |
Раздел 2. Системы автоматического управления (САУ) |
Раздел 3. Измерение технологических параметров |
Раздел 4. Основы проектирования химико-технологических систем управления химико-технологическими процессами |
Раздел 5. Основные сведения об АСУ ТП в химической промышленности |
- Преподаватель: Алена Николаевна Басамыкина
- Преподаватель: Анна Игоревна Курбатова
- Преподаватель: Дарья Олеговна Капралова
Цель дисциплины – изучение теоретических и прикладных основ экологически безопасной организации хозяйственной деятельности предприятия (групп предприятий) с учетом практического использования современных инструментов экологического менеджмента в условиях переходной экономики.
Задачи дисциплины - формирование:
- навыков выявления хозяйственных и экологических рисков предпринимательской деятельности, их минимизации и предупреждения;
- знаний, требуемых для принятия оптимальных производственных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки в любой отдаленной перспективе;
- умения управления производством в условиях интернационализации менеджмента, т.е. осмысления новых реальностей, порождаемых международным разделением труда, глобализацией экономики, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировом сообществе, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации и других систем интегрирующего свойства.
- Преподаватель: Жандос Даудович Кенжин
- Преподаватель: Анна Владимировна Попкова
Целью освоения дисциплины «БЖД» является усвоение основных понятий обеспечения безопасности, в том числе через охрану труда, охрану окружающей среды промышленную и пожарную безопасность, а также через оказание первой помощи в необходимых случаях.
- Преподаватель: Владимир Евгеньевич Пинаев
Дисциплина относится к базовой чатси учебного плана и направлена на формирование компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и естественных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);
- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
- способность использовать элементы эколого-экономического анализа в создании энерго-и ресурсосберегающих технологий (ПК-14);
- способность планировать экспериментальные исследования, получать, обрабатывать и анализировать полученные результаты (ПК-21).
Является предшествующей для дисциплин: Методы математической статистики, Физика, Физическая и коллоидная химия, дисциплины профессионального цикла и профильной направленности
- Преподаватель: Татьяна Николаевна Ледащева
- Преподаватель: Константин Вячеславович Исаев
Тема 1. Введение.
Тема 2. Основные источники техногенного загрязнения окружающей среды
Тема 3.Основныепонятия и методологические принципы формирования безотходных производств
Тема 4.Проблемыразработки высокоэффективных технологических процессов (ТП) и экозащитных процессов и технологий.
Тема 5. Теоретические основы безотходной технологии
Тема 6. Защита окружающей среды от загрязнения газообразными и аэрозольными выбросами промышленных предприятий.
Тема 7. Проблема защиты окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми сточными водами.
Тема 8. Защита окружающей среды от загрязнения твердыми промышленными и бытовыми отходами.
Тема 9 Организационные и нормативно-правовые основы экологически чистых технологий
Тема 10.Экономические аспекты внедрения экологически безопасных производств.
- Преподаватель: Алена Николаевна Басамыкина
Объём дисциплины |
4ЗЕ ( 144 час.) |
| |
Название разделов дисциплины |
Краткое содержание разделов: |
1. Основные понятия метода моделирования |
Моделирование и модели. |
2. Элементы теории эксперимента |
Случайные события и случайные величины. Планирование эксперимента. |
3. Математическое описание химических реакций |
Стехиометрия и равновесие химических реакций. |
4. Использование законов химической кинетики при выборе технологического режима |
Скорость гомогенных химических реакций. Кинетические уравнения. |
5. Анализ и описание процессов в потоке |
Модели идеальных потоков. Модели неидеальных потоков. |
6. Явления переноса в химико-технологических процессах, их анализ и описание |
Механизмы переноса. Тепловые явления. |
7. Моделирование энего- и ресурсосберегающих процессов с учетом возможной нестационарности |
Математические модели нестационарных процессов.
|
8. Оптимизация энего- и ресурсосберегающих процессов |
Формулирование задачи оптимизации. |
- Преподаватель: Алена Николаевна Басамыкина
Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» являются: ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми работодателями к инженерам-экологам, изучение основных законов и терминов, необходимых в освоении последующих дисциплин в рамках курса, формирование научно-исследовательской, профессиональной компетентности бакалавров.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
- ознакомиться с требованиями реальных работодателей к умениям и навыкам инженера-эколога;
- сформировать у студентов представление о будущей специальности, о требованиях к компетенции соответствующих специалистов;
- ознакомить студентов с организацией учебного процесса в вузе
- ознакомить студентов с понятиями энергия, эксергия, энергоэффективность, энергосбережение
- исследовать существующие источники энергии
- Преподаватель: Дарья Олеговна Капралова
- Преподаватель: Василий Викторович Шевцов
Цель: подготовить специалистов умеющих применять основные методы определения загрязнителей физической природы в окружающей среде, проводить специальную оценку условий труда профессиональных работников, проводить оценку физических параметров для населения.
Основные задачи:
· Уметь выявлять опасные и вредные физические факторы на производстве и в быту;
· Знать законодательные и нормативные основы обеспечения допустимых, безопасных условий труда в РФ;
· Уметь пользоваться измерительной аппаратурой и методиками проведения измерений.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: вредные и опасные физические факторы, методики измерения параметров физических факторов, основные нормативные и методические документы в области оценки экологических факторов физической природы в окружающей среде, специальной оценке условий труда.
Уметь: проводить контроль опасных и вредных физических факторов, вести учётную и отчётную документацию по аттестации рабочих мест, принимать управленческие решения.
Владеть: современными методиками и методами контроля условий труда.
Общая трудоемкость 144 ак. ч., 4 зач.ед.- Преподаватель: Ксения Юрьевна Михайличенко
Цель изучения курса неорганической химии состоит в формировании системных знаний о строении вещества, об основных закономерностях протекания химических реакций, об основных классах неорганических соединений, об основах аналитической химии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные химические понятия и законы общей химии, понятия о строении атома и химической связи, основы классификации, номенклатуры, получения и химических свойств химических элементов и их неорганических и координационных соединений, основы качественного и количественного анализа.
Уметь: использовать свойства химических веществ в лабораторной практике, прогнозировать направление и результат химических превращений неорганических соединений, выполнять расчеты, связанные с определением характеристик веществ или растворов.
Владеть: навыками обращения с химической посудой, безопасной работы в химической лаборатории и умение обращаться с едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями, навыками работы с бюретками, пипетками, горелками, центрифугами и другими приборами
- Преподаватель: Роман Владиславович Линко
Объём дисциплины |
3 ЗЕ ( 108 час.) |
Название разделов дисциплины |
Краткое содержание разделов дисциплины: |
1. Химическое производство. |
Качественные и количественные показатели эффективности химического производства. |
2. Методы химической технологии. | Организация процессов в химическом производстве |
3. Теория химических процессов и химических реакторов |
Проведение химико-технологических процессов в реальных реакторах. |
4. Химико-технологическая система (ХТС). |
Свойства ХТС как системы. |
5. Анализ и синтез ХТС. |
Материальные и энергетические балансы. |
6. Энергетические проблемы и переработка топлива |
Технологические характеристики топлив. |
7. Технология серной кислоты и минеральных солей |
Способ получения серной кислоты. Производство удобрений. |
8. Производство аммиака и азотной кислоты |
Синтез аммиака. Производство азотной кислоты. |
9. Синтезы на основе оксида углерода и водорода |
Органический синтез углеводородов. Синтез метанола. |
10. Особенности процессов биотехнологии |
Микробиологический синтез. |
- Преподаватель: Анна Игоревна Курбатова
- Преподаватель: Александр Анатольевич Титов
- Преподаватель: Евгения Валентиновна Никитина
- Преподаватель: Елена Анатольевна Сорокина
Предшествует дисциплинам:
Биотехнология. Программа
дисциплины разработана для студентов, которые должны обладать знаниями по
химии, биологии,
физике, математике в объеме средней школы. Студенты должны обладать прочными знаниями
в области химии, биологии клетки, Студенты должны иметь четкое представление о
значении основных понятий и терминов современной биологии и химии.
Курс читается на русском языке
- Преподаватель: Валентина Сергеевна Орлова
Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Основы судебной экологической экспертизы» относится к вариативной части блока1учебного плана (обязательная дисциплина).
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
- готовность обосновывать конкретные технические решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии, направленные на минимизацию антропогенного воздействия на окружающую среду (ПК-5).
Знать: правовые основы охраны окружающей среды и природопользования, основные положения теории судебной экспертизы, нормативные и методические документы в области проведения судебно-экологических экспертиз, методы и средства оценки состояния окружающей среды и особенности их использования в процессе судопроизводства.
Уметь: понимать суть происходящих изменений в окружающей среде и количественно оценивать их; применять экологические методы исследований при решении профессиональных задач; использовать базовые знания в области экологии и природопользования для нужд судопроизводства.
Владеть: современными методами и методиками проведения судебно-экспертных исследований в области экологии.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 ак.часа.Дисциплина читается на русском языке.
- Преподаватель: Юлия Игоревна Баева
Целью дисциплины "Охрана труда" является предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, при разработке и использовании новой техники и технологических процессов, организации производства, исключающих негативное воздействие на человека и окружающую среду.
Научное содержание курса составляют теоретические и практические основы управления охраной труда в условиях производства, методы предотвращения и защиты работников от воздействия опасных и вредных условиях труда.
Задачи изучения дисциплины
После изучения курса студент должен знать:
• законодательные и нормативные документы по охране труда;
• концепции организации охраны труда в государстве и на производстве;
• обязанности и ответственность работодателей предприятий (организаций) и их подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников;
• основные международные документы по охране труда;
• методы и средства обеспечения нормативных значений параметров опасных и вредных факторов
В результате изучения курса студент должен уметь:
• идентифицировать опасные и вредные производственные факторы, сопровождающие работу на производстве;
• организовать решение вопросов охраны труда на производстве (организации);
• использовать нормативные документы и обеспечивать безопасные и безвредные условия труда на производстве;
• организовывать и принимать участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве.
Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Охрана труда» относится к базовой части блока 1 учебного плана.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность следить за выполнением правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда на предприятиях (ПК-6).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа).
Дисциплина читается на русском языке.
- Преподаватель: Елизавета Вячеславовна Аникина
Учебная дисциплина «Промышленная токсикология» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по направлению 18.03.02. Целью изучения курса является приобретение студентами теоретических знаний в области промышленной токсикологии, а также практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.
В задачи курса входит:
- формирование системы понятий промышленной токсикологии;
- изучение токсических эффектов влияния химических веществ на живые организмы на клеточном и молекулярном уровнях;
- изучение и составление паспортов токсичности на вещества, поступающие в окружающую среду;
- изучение влияния на организм и жизнедеятельность человека различных концентраций летучих фитоорганических веществ;
- разработка нормативов ПДК для загрязняющих веществ
- развитие экологическое мышление и навыков практического применения теоретических знаний в области энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
- воспитание навыков самостоятельной работы с литературой, нормативным материалом;
- Преподаватель: Виктория Вячеславовна Ерофеева
Данный учебный курс представляет собой последовательное изложение основ современных знаний по радиоэкологии (радиационной экологии). В курсе освещаются вопросы физической природы ионизирующих излучений и особенностей их взаимодействия с веществом; биологическое действие ионизирующейрадиации. Даётся представления о распространении радиоактивных веществ в природе, естественном радиационном фоне; о техногенных радионуклидах и ядерном топливном цикле. Рассматриваются количественные характеристики ионизирующих излучений (активность, доза), способы измерения ионизирующих излучений, нормирование в данной области.
Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития радиоэкологии и его отражения в учебной и научной литературе.
Статус дисциплины:
Б1.В.ОД13 (обязательная дисциплина вариативной части блока 1).
Кредиты: 4.
Курс читается в IVсеместре – 16 недель:
лекций – 2 часа в неделю (32 часа),
практические занятия – 2 часа в неделю (32 часа),
самостоятельная работа студентов – 80 часов за семестр.
Всего 144 часов: 64 часа аудиторных занятий, 80 часа самостоятельной работы.
Компетенции:выпускник, освоивший программу курса, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
общепрофессиональными компетенциями:
· обладать способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
· обладать способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2);
· обладать способностью использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-3).
- Преподаватель: Татьяна Николаевна Лащенова
- Преподаватель: Елизавета Вячеславовна Аникина
- Преподаватель: Ольга Михайловна Родионова
- Преподаватель: Максим Агабегович Алибин
- Преподаватель: Виктор Викторович Андреев
- Преподаватель: Людмила Владимировна Коновальцева
- Преподаватель: Владимир Павлович Логвиненко
- Преподаватель: Екатерина Борисовна Маркова
«Физическая и коллоидная химия» относится к базовым дисциплинам. Для освоения данной дисциплины студент должен иметь базовые знания, практические навыки и установки, сформированные в ходе изучения предметов «Математика», «Физика», «Неорганическая химия».
Количество часов, предусмотренное для освоения
курса: 4 ЗЕ, 144 часа.
Язык курса: русский.
- Преподаватель: Ирена Геннадьевна Братчикова
Данный учебный курс представляет собой развернутое изложение основных направлений классической экологии. В рамках учебного курса рассматриваются такие разделы экологии, как факториальная, популяционная экология, учение о экосистемах, прикладная экология. На лабораторных занятиях студенты закрепляют знания теоретической части, осваивают методы получения и обработки информации, компьютерного моделирования, специфические методики оценки экологического состояния территории. Особенностью курса является широкое использование мультимедийных технологий. В рамках курса предусмотрена система самоконтроля знаний студентами, обеспечивающегося с помощью учебно-методического пособия, в котором предложены тесты к каждой из тем курса.
Всего 144 часа: 72 часа в аудиторных занятий, 72 часа самостоятельной работы. Курсовая работа.
Курс читается на русском языке
- Преподаватель: Ольга Евгеньевна Полынова
Цель дисциплины - формирование представлений, знаний и умений о строении и составе Земли, геологических процессах, гидрологии и гидрогеологии.
Задачами дисциплины являются изучение:
- новейших данных о строении, закономерностях развития и вещественном составе земли;
- геологических процессов;
- элементов геоморфологии, геохимии, геофизики, гидрогеологии, биологической и экологической геологии;
- геологических карт.В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: особенности строения и состава земли и зеленой
коры; экзогенные и эндогенные геологические процессы; возраст горных пород,
элементы геоморфологии, геофизики, биологической и экологической геологии,
гидрологию и гидрогеологию, основы чтения геологических карт;
Уметь: Студент должен уметь (иметь навыки): определять свойства минералов, диагностические признаки наиболее распространенных породообразующих минералов, свойства горных пород и их диагностических признаков; читать геологические и гидрогеологические карты.
Владеть: Методами определения наиболее распространенных минералов и горных пород, приемами и методами оценки динамики развития экзогенных и эндогенных геологических процессов.
К
- Преподаватель: Полина Валерьевна Дрыгваль
- Преподаватель: Наталья Владимировна Маршева
- Преподаватель: Ксения Олеговна Наумова
- Преподаватель: Елена Владимировна Станис
Основной целью курса является приобретение знаний по геохимии, как естественно - научной дисциплине, которая рассматривает распространенность и эволюцию химических элементов в природе, формы из нахождения и миграции в геосферах Земли. Дисциплина Геохимия относится к вариативной части блока Б1 в учебного плана. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Теоретические, методологические и практические основы геохимии окружающей среды;
Уметь: Использовать полученные знания для решения теоретических и практических задач;
Владеть: Современными методами получения и оценки геохимической информации для решения теоретических и практических задач геохимии ОС в области экологии и природопользования.
- Преподаватель: Полина Валерьевна Дрыгваль
- Преподаватель: Наталья Владимировна Маршева
- Преподаватель: Ксения Олеговна Наумова
- Преподаватель: Елена Владимировна Станис
Основной целью курса является приобретение знаний по геоэкологии, как естественно - научной дисциплине, которая рассматривает взаимоотношение абиотического и биотического компонентов Земли. Основное внимание уделяется составу и состоянию литосферы, как одной из оболочек взаимодействия человека и природной среды, выполняющей различные экологические функции.
Основной задачей является приобретение знаний и умений в области геоэкологии, для использования их в области энерго и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: Теоретические, методологические и практические основы геоэкологии:
Глобальные и региональные проблемы геоэкологии, основные антропогенные факторы, влияющие на состояние атмосферы, гидросферы и литосферы;
Уметь: Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом природно-климатических условий с позиций энерго- и ресурсосбережения
Владеть: Методами оценки влияния процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии на экологические функции литосферы.
Общая трудоемкость 108 ак.ч. (3 ЗЕ).Курс читается на русском языке.
- Преподаватель: Полина Валерьевна Дрыгваль
- Преподаватель: Наталья Владимировна Маршева
- Преподаватель: Ксения Олеговна Наумова
- Преподаватель: Елена Владимировна Станис