Преддипломная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы бакалавриата. Направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ОС РУДН. Целью преддипломной практики является расширение профессиональных знаний, полученных студентами в процессе обучения, формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы, а также сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР). Преддипломная практика проводится для завершения выполнения ВКР и является обязательной.


Целями проведения «производственной практики» являются:

  • приобретение навыков работы с нормативными и производственными документами;
  • формирование общепрофессиональных и профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для будущей работы на предприятии;
  • изучение специфики деятельности предприятия;
  • приобретение навыков профессионального мастерства и основ профессиональной деятельности;
  • изучение специфики деятельности предприятия/организации;
  • приобретение опыта самостоятельной деятельности на предприятии (в организации);
  • сбор и обработка материалов для выполнения выпускных квалификационных работ.


   Формирование знаний, умений и навыков в области климатически-нейтрального управления ресурсами, прогноз последствий глобальных изменений для локальных сообществ, разработка мер по смягчению этих последствий и адаптации к ним. К основным задачам относится разработка ответных стратегий на локальном, национальном и международном уровнях. Студенты получат прочную основу в области физических и социальных наук об изменении климата и его последствиях, включая адаптацию к изменению климата и смягчение его последствий. Выработает критическое понимание инструментов политики, доступных для содействия охране окружающей среды.    Полученные базовые знания и навыки будут применяться при изучении прикладных дисциплин (экологическая экспертиза, экологический мониторинг, основные принципы экономики замкнутого цикла и др.), а также междисциплинарных предметов (глобальные изменения природной среды и климата, география природных рисков, управление природными ресурсами и др.).

 

 


Цели и задачи дисциплины: целью настоящего курса является изучение теоретических и прикладных основ защиты окружающей среды с учетом практического использования современных Clean-up технологий в различных секторах экономики.

В задачи курса входят:

- формирование навыков выявления приоритетных загрязнителей окружающей среды в воздухе, воде и почве;

- формирование знаний, требуемых для принятия оптимальных производственных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки в отдаленной перспективе;

- формирование умения разрабатывать схемы технологических процессов очистки газо-воздушных выбросов, сточных вод и деградированных земель

Курс для студентов очно-заочного и заочного отделения (Экологического факультета)



Цель дисциплины: формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях взаимоотношений современного индустриального общества, со все увеличивающимися масштабами производственной деятельности человека, с биосферой.

Задача настоящей программы состоит в стремлении отразить этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к окружающей среде и обществу; рассмотреть глобальные экологические проблемы и принципы рационального использования природных ресурсов и энергии.

Целью программы является обучение работы с методами сбора, хранения и обработки информации, с анализом опасных антропогенных воздействий на окружающую среду, а также познакомить с современными методами познания природы, их применением для решения естественнонаучных задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.


Цель дисциплины: заложить фундаментальные знания у студентов об основных источниках традиционной и альтернативной энергии, сформировать способность понимать основные закономерности превращения тепла в работу на основе законов термодинамики, изучить основные источники традиционной и альтернативной энергии.

Задачи курса - сформировать у студентов навыков и умения по следующим основным направлениям изучаемого предмета:

Освоить основные  законы и методы термодинамических процессов при сжатии и расширении (изотермический, адиабатический, изохорический, политропный и др.), Прямой и обратный циклы Карно и Ренкина.

Сформировать творческое мышление при расчетах тепловых процессов, выборе источников энергии, одновременного использования (комбинированного) разных источников энергии.

Сформировать навыки самостоятельного  творческого проведения научных исследований в области применения как традиционных так и альтернативных источников энергии.

Цель дисциплины: заложить фундаментальные знания у студентов о процессах и аппаратах химической технологии, сформировать способность понимать физико-химическую сущность процессов и использовать основные законы протекания химико-технологических процессов в комплексной производственно-технологической деятельности

Задачи курса – формирование навыков и умения по следующим направлениям деятельности:

· Формирование способности выполнять необходимые физико-химические и термодинамические расчеты основных параметров химико-технологических процессов на основе методов процессов и аппаратов химической технологии

· Формирование творческого мышления, объединение фундаментальных знаний основных законов и методов расчёта химикотехнологических процессов и проведения физико-химических исследований, с последующей обработкой и анализом результатов исследований

· Формирование навыков самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области процессов и аппаратов химических технологий


Целью курса «Основы циркулярной экономики» является изучение основ циркулярной экономики как основного механизма ресурсосбережения. Обобщение теоретико-методологических подходов и практического опыта становления и развития экономики замкнутого цикла, углубленное изучение принципов и законов функционирования циркулярной экономики, изучение аналитического аппарата исследования проблем циркулярной экономики, знакомство обучающихся со спецификой макро- и микроэкономического анализа циркулярной экономики,

Задачи дисциплины:

  • изучение принципов построения систем обращения с отходами на разных территориальных уровнях,
  •  обучить использованию экономико-математических инструментов (оценке жизненного цикла  LCA);
  • изучение принципов организации малоотходных и ресурсосберегающих производств;
  • изучение обязанностей и функций управляющих и коммерческих структур,
анализ возможностей и видов возможного финансирования программ в области обращения с отходами и эффективности внедрения различных экономических и нормативно-правовых инструментов регулирования, например, механизма экологического сбора и расширенной ответственности производител

Электротехника – область науки и техники, использующая электрические и магнитные явления для практических целей. Жизнь современного общества невозможно представить себе без применения электрической энергии: жилище, одежда, пища, промышленные товары, средства транспорта, получение и передача информации – все это эксплуатируется или производится с помощью электроэнергии. История электротехники насчитывает более двух столетий. В конце XVIII века был изобретен первый электрохимический источник электрической энергии. После этого началось изучение свойств электрического тока, были установлены основные законы электрических цепей, созданы разнообразные конструкции электрических машин и приборов. Однако до 70-х годов XIX в. широкое применение электрической энергии было невозможно из-за отсутствия надежных и экономичных генераторов. Электрическое освещение явилось первым массовым энергетическим применением электрической энергии. В 70–80 гг. XIX века электротехника превращается в самостоятельную отрасль науки и техники, начинается становление электроэнергетики.

Охрана труда

изучаем современные тербования к охране труда на предприятии

Дисциплина относится к вариативной части блока 1 Учебного плана

Целью преподавания дисциплины является изучение основ теории вероятностей и математической статистики

  • получение  представления о целях и задачах теории вероятностей и математической статистике их роли и месте в социально-экономических исследованиях и инженерных приложениях, о современных направлениях в теории вероятностей и математической статистике, о методологических проблемах теории вероятностей и математической статистики;
  • знание  основных понятий комбинаторики, теории вероятностей, основ теории случайных процессов, основных понятий и задач математической статистики;
    знакомство с основными понятиями теории вероятностей и математической статистики  (событие, вероятность, случайная величина, выборка, гипотеза  и т.д.);
  • освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины;
  • развитие навыков использования компьютера в научном исследовании
  • освоение методик обработки реальных данных
  • возможность применения освоенных методов в решении конкретных инженерных задач
Общая трудоемкость 144 часа

Язык курса - русский

Теоретической основой рассматриваемой дисциплины являются фундаментальные естественнонаучные и социально-экономические знания по проблемам взаимодействия окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и его жизнедеятельностью.

Изучение курса базируется на предварительном освоении фундаментальных естественнонаучных (биология, география, общая экология, ландшафтоведение, геохимия, экология человека), информационных, социально-экономических (основы природопользования, кадастры и оценка земель) дисциплин и правовых основ природопользования.

Цель курса:

  • Сформировать основы знаний по оценке воздействий хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством и использовать принципы и методы проведения оценки воздействия на все компоненты окружающей среды 


Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ОС ВО РУДН и основной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».

 

 

Цели и задачи дисциплины: формирование коммуникативной компетенции специалиста в актуальных для него учебно-профессиональной и социально-культурной сферах, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в указанных сферах; формирование навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета; повышение уровня практического владения риторическими приемами; формирование навыков адекватного речевого поведения, что является необходимым условием становления конкурентоспособного специалиста и гарантией успешности его будущей профессиональной деятельности.

Количество часов, необходимых для освоения дисциплины:

2 ЗЕ 72 часа

язык русский


Дисциплина «Опасные и вредные производственные факторы» направлена на повышение технической, гуманитарной, правовой подготовки выпускников учебных заведений в области безопасности труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении социально – экономических, естественно научных, обще профессиональных и специальных дисциплин.


Цели и задачи курса: Подготовить студентов к решению проблем в области оценки, анализа и управления экологическими рисками и рисками для здоровья населения и профессиональных групп. В задачи курса входит получение знаний о риске, техногенных системах, параметрах оценки состояния экологических систем и здоровья населения, критериях оценки состояния окружающей среды, путях воздействия вредных факторов на человека и эффектах этого воздействия, освоение методологий оценки риска.

В результате изучения дисциплины студент должен: знать основные нормативные и методические документы в области оценки риска, приоритетные экологические факторы для разных типов промышленных предприятий и инфраструктур, пути воздействия вредных факторов на окружающую среду и организм человека; уметь идентифицировать источник опасности для населения и природных экосистем, оценить степень опасности источника воздействия и пути его поступления в организм человека, проанализировать полученные результаты и оценить суммарный риск для всех негативных экологических факторов по всем путям поступления, сделать вывод о приемлемости риска, принять управленческие решения о минимизации неприемлемых уровней риска.

Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Основы биохимии» базируется на курсах цикла естественнонаучных дисциплин (Б.2), входящих в модули Математика, Физика, Биология.  

      Основные задачи дисциплины включают:

- прочное усвоение студентами теоретических знаний по основным разделам биологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию блока общих естественнонаучных дисциплин;

- развитие биологического и экологического мышления и воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

- приобретение студентами умения самостоятельного поиска информации в области биохимии, охраны природы и использование ее в процессе их научно-практической деятельности.

-  приобретение знаний о структуре и функциях клеток различных видов живых организмов. изучение строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи, описание метаболические превращения отдельных блоков метаболических цепей

      

 

Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «БИОТЕХНОЛОГИЯ» базируется на курсах цикла естественнонаучных дисциплин (Б.2), входящих в модули Математика, Физика, Биология, Изучение дисциплины завершает цикл теоретических курсов в бакалаврской программе. Основные задачи дисциплины включают:

- прочное усвоение студентами теоретических знаний по основным разделам биологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию блока общих естественнонаучных дисциплин;

- развитие биологического и экологического мышления и воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

- приобретение студентами умения самостоятельного поиска информации в области биохимии, охраны природы и использование ее в процессе их научно-практической деятельности.

-  приобретение знаний о структуре и функциях клеток различных видов живых организмов. изучение строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи, описание метаболические превращения отдельных блоков метаболических цепей

       Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития изучения биологии клетки,  его отражения в учебной литературе.

1. Цели и задачи дисциплины. Учебная дисциплина «Промышленная токсикология» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по специальности Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

Целью изучения курса «Промышленная токсикология» является приобретение студентами теоретических знаний в области промышленной токсикологии, а также практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.


Основной целью курса является адаптация студентов к экстремальным воздействиям, порождающим опасность для здоровья человека.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

-          изучение основных причин, механизмов и условий возникновения в повседневной жизни опасных для здоровья ситуаций;

-          обучение студентов распознаванию угрожающих жизни состояний, травм и некоторых нозологических единиц;

-          рассмотрение алгоритмов рациональных действий в конкретных ситуациях автодорожного происшествия, поражения электрическим током, отравления, удушения и т.п.;

-          закрепление необходимых навыков, правил и способов оказания первой медицинской помощи для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинского персонала.


 


Цели дисциплины формирование профессиональных компетенций (ПК-6; ПК-2; ПК-5; ПК-13) в соответствии с образовательным стандартом по направлению 18.03.02, в том числе:

□       Ознакомление с требованиями промышленной безопасности, установленными Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами РФ по общим вопросам промышленной безопасности, промышленной безопасности в отраслях и с зарубежной практикой регулирования, а также освоение практических подходов к ргулированию рисков в области промышленной бзопасности.

Основные задачи освоения дисциплины:

- обучение работе с нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности;

- ознакомление с подходами к идентификации опасных производственных объектов;

- обучение подходом к снижению опасности производств;

- ознакомление с порядком проведения технического расследования причин аварий;

- ознакомление с методами анализа опасности и риска и методами управлением рисками.


Подготовка студента к решению профессиональных задач по достижению качества и эффективности работ на основе использования методов обеспечения единства измерений, стандартизации и унификации, а также подтверждения свойств и характеристик путем сертификации на соответствие государственным и международным нормам.

Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: законодательную и нормативную базу в области обеспечения единства измерений, стандартизации и сертификации.

Уметь: осуществлять поиск нормативных документов; подбирать средства измерений и составлять программы измерительных экспериментов.

Владеть: опытом работы со средствами измерений; работы с нормативными документами (государственными и другими стандартами).

 


Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) стали «новым словом» в подходах к управлению организациями разных отраслей и уровней. Создание таких управленческих систем предполагает унификацию подходов к обеспечению деятельности в различных направлениях. Современные ИСМ предполагают объединение усилий по управлению качеством, управлению экологической безопасностью, охраной труда, промышленной безопасностью. 

Возникновение интегрированных систем менеджмента послужило поводом для формирования такой дисциплины как HSE-менеджмент. Это отчасти новое направление в безопасности жизнедеятельности, оюъединяющее управление в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Эти три, казалось бы, разные дисциплины, объединяя в одно направление, связывает понятие «безопасность».

Цель дисциплины - формирование профессиональных компетенций (ПК-6; ПК-2; ПК-5; ПК-13) в соответствии с образовательным стандартом по направлению 18.03.02, в том числе ознакомление студентов с теоретическими основами создания интегрированных систем менеджмента, объединяющих управление в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасностью


Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл Б3. Курс является междисциплинарным, осваивается после освоения следующих дисциплин Математического и естественнонаучного цикла Б.2.:

математика, информатика, экология, химия, физика.

Курс предназначен для получения знаний в области контроля состояния объектов окружающей природной среды.

В результате усвоения дисциплины выпускник должен  должен знать:

– вредные и опасные химические вещества, попадающие в объекты окружающей среды, в результате антропогенной деятельности;

- методики определения содержания химических веществ в объектах окружающей среды.

 Иметь навыки:

– осуществления контроля содержания химических веществ в объектах окружающей среды,

- принимать управленческие решения по снижению содержания химических веществ в объектах природной среды.

Курс включает 17 лекций – 34 часа, семинары – 34 часа; самостоятельная работа студента –34 ч,  итоговая аттестация – 6 ч.

Курс читается на русском языке.


Место дисциплины в структуре ООП:

Профессиональный цикл Б3. Курс является междисциплинарным, осваивается после освоения следующих дисциплин Математического и естественнонаучного цикла Б2.:

математика, информатика, экология, химия, физика, радиоэкология.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные законы, нормативные и методические документы в области радиационной безопасности, методики радиационного контроля, организацию производственного контроля за радиационной безопасностью, особенности радиационного контроля при обращении с радиационными источниками и генерирующими источниками ионизирующих излучений.

Уметь: проводить радиационный контроль, вести учётную и отчётную документацию по радиационной безопасности, принимать управленческие решения.

Владеть: основами оценки радиационной опасности, современными методиками и методами обеспечения радиационной безопасности.

Общая трудоемкость 108 ак.ч.

Курс читается на русском языке.


1. Цели и задачи дисциплины. Учебная дисциплина «Вредные и опасные вещества в промышленности» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по специальности Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

В задачи курса входит:

•формирование системы понятий дисциплины;

• рассмотрение источников поступления токсичных веществ в окружающую среду, их распространение и поведение в окружающей среде;

•рассмотрение пути поступления токсичных веществ и механизмы их поведения в организме; 

•изучение и составление паспортов токсичности на вещества, поступающие в окружающую среду;

•развитие экологическое мышление и навыков практического применения теоретических знаний в области экологии и природопользования;

•воспитание навыков самостоятельной работы с литературой, нормативным материалом;

•прививание студентам навыков эффективной подготовки и работы на практических занятиях, в том числе таких как умение аргументировано отстаивать свои позиции.


2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Вредные и опасные вещества в промышленности» включена в вариативную часть профессионального цикла. 


Цель курса: формирование представлений об основных современных эколого-экономических проблемах в России и за рубежом и путях их решения; развитие навыков работы с эколого-экономической информацией с целью принятия решений; обеспечение устойчивости эколого-экономических систем.

Краткое содержание курса

Предмет, задачи, методы исследований в экономике природопользования. Экологическая политика. Устойчивое развитие и его эколого-экономические аспекты.

Роль природных условий и природных ресурсов в развитии общества.

Экологические издержки производств. Экстернальные эффекты. Оптимум загрязнения и экологические ущербы Механизмы регулирования природопользования.

Платность природопользования. Стоимостная оценка природных ресурсов. Концепции и практические методы оценки ресурсов.

Платежи за загрязнение. Экологическое налогообложение.

Источники финансирования и эффективность природоохранных мероприятий. Отбор природоохранных мероприятий для финансирования. Эколого-экономические модели.

Экологический менеджмент. Экологический учет и отчетность. Эколого-экономический анализ



Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды являются

– формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования;

– формирование представлений о роли экологического нормирования как основного инструмента охраны окружающей среды;

– информирование студентов о современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации, о роли экологического нормирования как базы для эффективного управления природопользованием и формирования устойчивой экономики;

– развитие  навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных комплексов.

Задачи курса:

·         формирование представлений об устойчивости природных систем;

·         создание системных представлений о структуре экологического нормирования в РФ;

·         информирование о зарубежном опыте экологического нормирования;

·         анализ действующей системы экологического нормирования для различных направлений природопользования;

·         формирование представлений об экологическом нормировании как базе для экономического регулирования природопользования.


Целью  курса является ознакомление с общими принципами  и технологиями обращения с  опасными отходами, а также отходами ТКО, рассматриваются особенности их сбора, хранения и обработки. При изложении курса используются данные о современных технологиях обработки, хранения и утилизации отходов производства и потребления, применяемых как в отечественной, так и в зарубежной практике

Преподаватель Кучейко , Орловский А.В.

Цели дисциплины: формирование нового качества образования с использованием новейшего программного обеспечения, позволяющего использовать достижения результатов космической деятельности (РКД), формирование специальных профессиональных компетентностей, связанных с возможностью использования инновационных методов управления при решении прикладных задач.

Задачи дисциплины:

формирование и развитие профессиональной, методологической, информационно-коммуникационной компетентности в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов нового поколения;

формирование специальных профессиональных компетенций, связанных с возможностью использования инновационных методов информационного обеспечения процессов управления при решении прикладных задач;

максимальное приближение новейших достижений российской науки к нуждам образовательного процесса;

освоение методики проектной деятельности с учетом использования цифровых образовательных ресурсов;

обеспечение нового качества образования с применением новейшего программного обеспечения, позволяющего использовать достижения РКД.


Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является учебной практикой и направлена на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний, а также на получение первичных профессиональных умений и навыков в области:

- организации обслуживания и управления технологическими процессами;

- осуществления мероприятий по охране окружающей среды на основе требований промышленной безопасности и других нормативных документов, регламентирующих качество природных сред;

- организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных процессов;

- сбора и анализа исходных данных для проектирования эффективных технологических процессов и установок, характеризуемых высоким уровнем энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасностью;

- реализации новых технологических процессов

Цели и задачи дисциплины: целью настоящего курса является ознакомление с общими принципами  обращения с  опасными отходами, их хранения и переработки. При изложении курса используются данные о современных технологиях переработки, хранения и утилизации отходов производства и потребления, применяемых как в отечественной, так и в зарубежной практике, нормативно-методические документы и акты, законодательная база. В задачи курса входит ознакомление с основами законодательства и нормативной базой в области обращения с отходами, существующими концепциями комплексной переработки и утилизации производственных и коммунальных отходов.

Дисциплина (наименование дисциплины) Процессы и аппараты защиты окружающей среды относится к (базовой или вариативной) базовой части блока 1 учебного плана.

1. Цель дисциплины – формирование у студентов углубленных знаний о процессах, применяемых для защиты атмо-, лито- и гидросферы, их аппаратурного оформления, умений и навыков расчета основных характеристик аппаратов.

Задачи дисциплины:

- расширить знания об основных средствах и способах защиты окружающей среды путем очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации и переработки отходов;

- ознакомить с аппаратами, применяющимися в промышленности для защиты окружающей среды, их классификацией и конструктивными особенностями.

- развить способность к самоорганизации и самообразованию.



Цели и задачи дисциплины: Изучение теоретических и прикладных основ «зеленой» экономики и устойчивого развития предприятий по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), приобретение технологических навыков в производстве энергоресурсов из ТКО, формирование умения принимать управленческие решения в области «низкоуглеродной» экономики.

1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины  «ГИС технологии» в соответствии с общими целями основной профессиональной образовательной программы являются: Целями изучение основных теоретических принципов построения и классификации современных геоинформационных систем, а также  формирование у студентов базовых практических навыков их использования  для решения практических экологических задач.

Задачей дисциплины  приобретение студентами прочных знаний и  навыков практической работы в области, определяемой основной целью курса..

Знать:

основные теоретические понятия в области геоинформационных систем; структуру и классификацию ГИС, тенденции и перспективы их развития; математическую основу и принципы построения картографических произведений

Уметь:

·  использовать базовые навыки работы с современным программным обеспечением ГИС-систем

Владеть:

·  новыми разработками ГИС-систем, как отечественных, так и зарубежных компаний  эффективными приемами их использования, понятием о перспективах их развития

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы


Раздел 1.

Основные  понятия управления химико-технологическими процессами

Раздел 2.

Системы автоматического управления (САУ)

Раздел 3.

Измерение технологических параметров

Раздел 4.

Основы проектирования химико-технологических систем управления химико-технологическими процессами

Раздел 5.

Основные сведения об АСУ ТП в химической промышленности


Цель дисциплины – изучение теоретических и прикладных основ экологически безопасной организации хозяйственной деятельности предприятия (групп предприятий) с учетом практического использования современных инструментов экологического менеджмента в условиях переходной экономики.

Задачи дисциплины - формирование:

- навыков выявления хозяйственных и экологических рисков предпринимательской деятельности, их минимизации и предупреждения;

- знаний, требуемых для принятия оптимальных производственных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки в любой отдаленной перспективе;

- умения управления производством в условиях интернационализации менеджмента, т.е. осмысления новых реальностей, порождаемых международным разделением труда, глобализацией экономики, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировом сообществе, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации и других систем интегрирующего свойства.



Целью освоения дисциплины «БЖД» является усвоение основных понятий обеспечения безопасности, в том числе через охрану труда, охрану окружающей среды промышленную и пожарную безопасность, а также через оказание первой помощи в необходимых случаях.


Дисциплина относится к базовой чатси учебного плана и направлена на формирование компетенций:

-  владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-  использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и естественных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);

- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

- способность использовать элементы эколого-экономического анализа в создании энерго-и ресурсосберегающих технологий (ПК-14);

- способность планировать экспериментальные исследования, получать, обрабатывать и анализировать полученные результаты (ПК-21).

Является предшествующей для дисциплин: Методы математической статистики, Физика, Физическая и коллоидная химия, дисциплины профессионального цикла и профильной направленности


Тема 1. Введение.

Тема 2. Основные источники техногенного загрязнения окружающей среды

Тема 3.Основныепонятия и методологические принципы формирования безотходных производств

Тема 4.Проблемыразработки высокоэффективных технологических процессов (ТП) и экозащитных процессов и технологий.

Тема 5. Теоретические основы безотходной технологии

Тема 6. Защита окружающей среды от загрязнения газообразными и аэрозольными выбросами промышленных предприятий.

Тема 7. Проблема защиты окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми сточными водами.

Тема 8. Защита окружающей среды от загрязнения твердыми промышленными и бытовыми отходами.

Тема 9 Организационные и нормативно-правовые основы экологически чистых технологий

Тема 10.Экономические аспекты внедрения экологически безопасных производств.

Объём дисциплины

4ЗЕ ( 144 час.)


Название разделов дисциплины

Краткое содержание разделов:

1. Основные понятия метода моделирования 

 Моделирование и модели.  

2. Элементы теории эксперимента 

Случайные события и случайные величины. Планирование эксперимента.

3. Математическое описание химических реакций

Стехиометрия и равновесие химических реакций. 

4. Использование законов химической кинетики при выборе технологического режима

Скорость гомогенных химических реакций. Кинетические уравнения.

5. Анализ и описание процессов в потоке 

Модели идеальных потоков. Модели неидеальных потоков.

6. Явления переноса в химико-технологических процессах, их анализ и описание 

Механизмы переноса. Тепловые явления.

7. Моделирование энего- и ресурсосберегающих процессов с учетом возможной нестационарности 

Математические модели нестационарных процессов. 

 

8. Оптимизация энего- и ресурсосберегающих процессов 

Формулирование задачи оптимизации. 


Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» являются: ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми работодателями к инженерам-экологам, изучение основных законов и терминов, необходимых в освоении последующих дисциплин в рамках курса, формирование научно-исследовательской, профессиональной компетентности бакалавров.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

- ознакомиться с требованиями реальных работодателей к умениям и навыкам инженера-эколога;

- сформировать у студентов представление о будущей специальности, о требованиях к компетенции соответствующих специалистов;

- ознакомить студентов с организацией учебного процесса в вузе

- ознакомить студентов с понятиями энергия, эксергия, энергоэффективность, энергосбережение

- исследовать существующие источники энергии


Цель: подготовить специалистов умеющих применять основные методы определения загрязнителей физической природы в окружающей среде, проводить специальную оценку условий труда профессиональных работников, проводить оценку физических параметров для населения.

Основные задачи:

·         Уметь выявлять опасные и вредные физические факторы на производстве и в быту;

·         Знать законодательные и нормативные основы обеспечения допустимых, безопасных условий труда в РФ;

·         Уметь пользоваться измерительной аппаратурой и методиками проведения измерений.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: вредные и опасные физические факторы, методики измерения параметров физических факторов, основные нормативные и методические документы в области оценки экологических факторов физической природы в окружающей среде, специальной оценке условий труда.

Уметь: проводить контроль опасных и вредных физических факторов, вести учётную и отчётную документацию по аттестации рабочих мест, принимать управленческие решения.

Владеть: современными методиками и методами контроля условий труда.

Общая трудоемкость 144 ак. ч., 4 зач.ед.

Цель изучения курса неорганической химии состоит в формировании системных знаний о строении вещества, об основных закономерностях протекания химических реакций, об основных классах неорганических соединений, об основах аналитической химии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные химические понятия и законы общей химии, понятия о строении атома и химической связи, основы классификации, номенклатуры, получения и химических свойств химических элементов и их неорганических и координационных соединений, основы качественного и количественного анализа.

Уметь: использовать свойства химических веществ в лабораторной практике, прогнозировать направление и результат химических превращений неорганических соединений, выполнять расчеты, связанные с определением характеристик веществ или растворов.

Владеть: навыками обращения с химической посудой, безопасной работы в химической лаборатории и умение обращаться с едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями, навыками работы с бюретками, пипетками, горелками, центрифугами и другими приборами


Объём дисциплины

3 ЗЕ ( 108 час.)

Название разделов  дисциплины

Краткое содержание разделов дисциплины:

1. Химическое производство.

Качественные и количественные показатели эффективности химического производства.

2.  Методы химической технологии.

 Организация процессов в химическом производстве

3. Теория химических процессов и химических реакторов

Проведение химико-технологических процессов в реальных реакторах.

4. Химико-технологическая система (ХТС).

Свойства ХТС как системы.

5. Анализ и синтез ХТС.

Материальные и энергетические балансы. 

6. Энергетические проблемы и переработка топлива

Технологические характеристики топлив. 

7. Технология серной кислоты и минеральных солей 

Способ получения серной кислоты. Производство удобрений.

8. Производство аммиака и азотной кислоты

Синтез аммиака. Производство азотной кислоты.

9. Синтезы на основе оксида углерода и водорода

Органический синтез углеводородов. Синтез метанола. 

10. Особенности процессов биотехнологии

Микробиологический синтез.


Курс предназначен для студентов 2 курса экологического факультета специальности "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии", относится к базовой части учебного цикла.Для успешного изучения дисциплины студент обязан иметь базовый уровень знаний среднего (полного) образования по химии.

          Предшествует дисциплинам: Биотехнология. Программа дисциплины разработана для студентов, которые должны обладать знаниями по химии, биологии, физике, математике в объеме средней школы. Студенты должны обладать прочными знаниями в области химии, биологии клетки, Студенты должны иметь четкое представление о значении основных понятий и терминов современной биологии и химии.

          Продолжительность курса 90 часа: 54 часа в аудиторных занятий, 36 часа самостоятельной работы.

          Курс читается на русском языке

Цель дисциплины: изучение предмета, задач, объектов, методов и видов судебно-экологической экспертизы, а также приобретение навыков использования специальных знаний в судопроизводстве для установления и оценки фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Место дисциплины в структуре ОП ВО:
Дисциплина «Основы судебной экологической экспертизы» относится к вариативной части блока1учебного плана (обязательная дисциплина).
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
  • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
  • готовность  обосновывать  конкретные  технические  решения  при  разработке  технологических процессов; выбирать технические средства и технологии, направленные на минимизацию антропогенного воздействия на окружающую среду (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: правовые основы охраны окружающей среды и природопользования, основные положения теории судебной экспертизы, нормативные и методические документы в области проведения судебно-экологических экспертиз, методы и средства оценки состояния окружающей среды и особенности их использования в процессе судопроизводства.

Уметь: понимать суть происходящих изменений в окружающей среде и количественно оценивать их; применять экологические методы исследований при решении профессиональных задач; использовать базовые знания в области экологии и природопользования для нужд судопроизводства.

Владеть: современными методами и методиками проведения судебно-экспертных исследований в области экологии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 ак.часа.
Дисциплина читается на русском языке.

Целью дисциплины "Охрана труда" является предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, при разработке и использовании новой техники и технологических процессов, организации производства, исключающих негативное воздействие на человека и окружающую среду.

Научное содержание курса составляют теоретические и практические основы управления охраной труда в условиях производства, методы предотвращения и защиты работников от воздействия опасных и вредных условиях труда.

Задачи изучения дисциплины

После изучения курса студент должен знать:

• законодательные и нормативные документы по охране труда;

• концепции организации охраны труда в государстве и на производстве;

• обязанности и ответственность работодателей предприятий (организаций) и их подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников;

• основные международные документы по охране труда;

• методы и средства обеспечения нормативных значений параметров опасных и вредных факторов

В результате изучения курса студент должен уметь:

• идентифицировать опасные и вредные производственные факторы, сопровождающие работу на производстве;

• организовать решение вопросов охраны труда на производстве (организации);

• использовать нормативные документы и обеспечивать безопасные и безвредные условия труда на производстве;

• организовывать и принимать участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве.

Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Охрана труда» относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность следить за выполнением правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда на предприятиях  (ПК-6).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа).

Дисциплина читается на русском языке.


Учебная дисциплина «Промышленная токсикология» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки эколога по направлению 18.03.02. Целью изучения курса  является приобретение студентами теоретических знаний в области промышленной токсикологии, а также практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

В задачи курса входит:

  • формирование системы понятий промышленной токсикологии;
  • изучение токсических эффектов влияния химических веществ на живые организмы на клеточном и молекулярном уровнях;
  • изучение и составление паспортов токсичности на вещества, поступающие в окружающую среду;
  • изучение влияния на организм и жизнедеятельность человека различных концентраций летучих фитоорганических веществ;
  • разработка нормативов ПДК для загрязняющих веществ
  • развитие экологическое мышление и навыков практического применения теоретических знаний в области энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
  • воспитание навыков самостоятельной работы с литературой, нормативным материалом;


Данный учебный курс представляет собой последовательное изложение основ современных знаний по радиоэкологии (радиационной экологии). В курсе освещаются вопросы физической природы ионизирующих излучений и особенностей их взаимодействия с веществом; биологическое действие ионизирующейрадиации. Даётся представления о распространении радиоактивных веществ в природе, естественном радиационном фоне; о техногенных радионуклидах и ядерном топливном цикле. Рассматриваются количественные характеристики ионизирующих излучений (активность, доза), способы измерения ионизирующих излучений, нормирование в данной области.

Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития радиоэкологии и его отражения в учебной и научной литературе.

 

Статус дисциплины:

Б1.В.ОД13 (обязательная дисциплина вариативной части блока 1).

Кредиты: 4.

 

Курс читается в IVсеместре – 16 недель:

лекций – 2 часа в неделю (32 часа),

практические занятия – 2 часа в неделю (32 часа),

самостоятельная работа студентов – 80 часов за семестр.

Всего 144 часов: 64 часа аудиторных занятий, 80 часа самостоятельной работы.

 

Компетенции:выпускник, освоивший программу курса, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

·         обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными компетенциями:

·         обладать способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

·         обладать способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2);

·         обладать способностью использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-3).


Цель преподавания физической химии  заключается в раскрытии сущности химических и физических процессов на основе изучения основных естественнонаучных законов и в практическом применении полученных знаний для решения конкретных  научных и научно-технических задач.

«Физическая и коллоидная химия» относится к базовым дисциплинам. Для освоения данной дисциплины студент должен иметь базовые знания, практические навыки и установки, сформированные в ходе изучения предметов «Математика», «Физика», «Неорганическая химия».

 Количество часов, предусмотренное для освоения курса: 4 ЗЕ, 144 часа.

Язык курса: русский.

Данный учебный курс представляет собой развернутое изложение основных направлений классической экологии. В рамках учебного курса рассматриваются такие  разделы экологии, как факториальная, популяционная экология, учение о экосистемах, прикладная экология. На лабораторных занятиях студенты закрепляют знания теоретической части, осваивают методы получения и обработки информации, компьютерного моделирования, специфические методики оценки экологического состояния территории. Особенностью курса является широкое использование мультимедийных технологий. В рамках курса предусмотрена система самоконтроля знаний студентами, обеспечивающегося с помощью учебно-методического пособия, в котором предложены тесты к каждой из тем курса.

Всего 144 часа: 72 часа в аудиторных занятий, 72 часа самостоятельной работы. Курсовая работа. 

Курс читается на русском языке


Цель дисциплины - формирование представлений, знаний и умений о строении и составе Земли, геологических процессах, гидрологии и гидрогео­логии.

Задачами дисциплины являются изучение:

-  новейших данных о строении, закономерностях развития и вещественном составе земли;

-  геологических процессов;

-  элементов геоморфологии, геохимии, геофизики, гидрогеологии,  биологической и экологиче­ской геологии;

-  геологических карт.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  особенности строения и состава земли и зеленой коры; экзоген­ные и эндогенные геологические процессы; возраст горных пород, элементы геоморфологии, геофизики, биологической и экологической геологии, гидро­логию и гидрогеологию, основы чтения геологических карт;

Уметь: Студент должен уметь (иметь навыки): определять свойства минералов, диагностические признаки наиболее распространенных породообразующих минералов, свойства горных пород и их диагностических признаков; читать геологические и гидрогеоло­гические карты.

Владеть: Методами определения наиболее распространенных минералов и горных пород, приемами и методами оценки динамики развития экзогенных и эндогенных геологических процессов.


К

Основной целью курса является приобретение знаний по геохимии, как естественно - научной дисциплине, которая рассматривает распространенность и эволюцию химических элементов в природе, формы из нахождения и миграции в геосферах Земли. Дисциплина Геохимия  относится к вариативной части блока Б1 в учебного плана. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: Теоретические, методологические и практические основы геохимии окружающей среды;

Уметь: Использовать полученные знания для решения теоретических и практических задач;

Владеть: Современными методами получения и оценки геохимической информации для решения теоретических и практических задач геохимии ОС в области экологии и природопользования.


Основной целью курса является приобретение знаний по геоэкологии, как естественно - научной дисциплине, которая рассматривает взаимоотношение абиотического и биотического компонентов Земли. Основное внимание уделяется составу и состоянию литосферы, как одной из оболочек взаимодействия человека и природной среды, выполняющей различные экологические  функции.

Основной задачей является приобретение знаний и умений в области геоэкологии, для использования их в области энерго и ресурсосберегающих процессов  в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Теоретические, методологические и практические основы геоэкологии:

Глобальные и региональные проблемы геоэкологии, основные антропогенные факторы, влияющие на состояние атмосферы, гидросферы и литосферы;

Уметь: Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом природно-климатических условий с позиций энерго- и ресурсосбережения

Владеть: Методами оценки влияния процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии на экологические функции литосферы.

Общая трудоемкость 108 ак.ч. (3 ЗЕ).

Курс читается на русском языке.