Целью дисциплины является изучение студентами научных подходов к планированию и проведению натурных (физических) экспериментов.

Задачи преподавания дисциплины

- расширение представлений о составлении оптимальных планов экспериментов, широко используемых в машиностроении;

- рассмотрение основных этапов проведения экспериментальных исследований;

- приобретение знаний о построении моделей и проверке их адекватности.

Определения и термины. Размерные и безразмерные величины. Основные и производные единицы измерения. Структура функциональных связей между физическими величинами.

Теорема Букингема. Выбор безразмерных комбинаций и переменных. Метод последовательного исключения размерностей. Выбор основных размерностей.

Определение интервалов между экспериментальными данными. Критерии для выбора экспериментальных точек: относительная точность данных на различных участках области исследуемых значений; характер экспериментальной функции.

Порядок проведения эксперимента. Рандомизированные блоки: внешние переменные.

Виды эксперимента: экстремальные и интерполяционные. Факторы. Уровни факторов. Функция отклика. Требования воспроизводимости и управляемости. Параметр оптимизации.

Однофакторные эксперименты. Многофакторные эксперименты: классические планы

Многофакторные эксперименты: факторные планы. Полный факторный эксперимент. Дробный факторный эксперимент.

Предварительное планирование эксперимента. Факторное пространство. Шаговая процедура планирования. Интерполяционная модель.

В курсе рассматриваются вопросы, касающиеся использования методов математического моделирования при решении технических задач машиностроения, типы математических моделей, математические схемы моделирования систем, методы исследования решений.

Основной целью курса является углубленное ознакомление студентов с сущностью разработки и использования математических моделей в машиностроении. Задачи преподавания дисциплины –

- расширение представлений сущности и видах математических моделей предметов и явлений окружающего мир;

- реализация межпредметных связей, т.к. для составления математических моделей объектов требуются знания физики, биологии, химии и других наук;

- приобретение знаний о методиках, используемых при создании математических моделей, их свойствах, об их применении и перспективах развития.

Студент приобретает после изучения данной дисциплины:

-знания основных принципов и подходов математического моделирования систем.

-умения использовать для решения задач моделирования типовые схемы и процедуры моделирования.

-навыки выбора аналогов и прототипов моделей при моделировании систем, навыками выбора средств реализации моделей.


 В курсе рассматриваются основные понятия инженерного эксперимента, методы измерений и их погрешности, вопросы проектирования измерительных схем, виды первичных преобразователей и чувствительных элементов, типовые схемы измерений основных величин.   

  Целью дисциплины является изучение студентами научных подходов к планированию и проведению экспериментов. Задачи преподавания дисциплины –

- расширение представлений о конструкциях и основных принципах действия преобразователей, широко используемых в машиностроении;

- рассмотрение основных этапов проведения экспериментальных исследований;

- приобретение знаний о построении моделей и проверке их адекватности.

  Студент приобретает после изучения данной дисциплины:

Знания основных принципов действия и конструкции измерительных преобразователей и.

Умения использовать для решения задач измерений типовые измерительные приборы и методы измерений.

Навыки выбора аналогов и прототипов конструкций при проектировании измерительных систем, навыками выбора измерительных преобразователей.


В курсе рассматриваются основные понятия общей теории размерности, процедура уменьшения набора переменных, выбор последовательности испытаний, однофакторные и многофакторные эксперименты, теория планирования эксперимента, выбор модели.

Целью дисциплины является изучение студентами научных подходов к планированию и проведению экспериментов. Задачи преподавания дисциплины

- расширение представлений о составлении оптимальных планов экспериментов, широко используемых в машиностроении;

- рассмотрение основных этапов проведения экспериментальных исследований;

- приобретение знаний о построении моделей и проверке их адекватности.

  В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - основные принципы и приемы построения физических моделей.

Уметь: - использовать для решения задач моделирования типовые процедуры, приборы и методы измерений.

Владеть: - навыками выбора аналогов и прототипов конструкций при физическом моделировании систем.


Целью дисциплины является углубленное ознакомление студентов с новой отраслью знаний – нанотехнологиями.

Задачи преподавания дисциплины

- расширение представлений о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;

- реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания физики, биологии, химии и других наук;

- приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении и перспективах развития.