Целью проведения «Научно-исследовательской работы» является закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности, формирование компетенций исследователя, способности осуществлять на современном научном и методическом уровнях научно-исследовательскую работу, формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки научно-исследовательской  работы.

Целью проведения «Научно-исследовательской работы» является закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности, формирование компетенций исследователя, способности осуществлять на современном научном и методическом уровнях научно-исследовательскую работу, формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки научно-исследовательской  работы.

Научно-исследовательская работа  студентов является одним из важных этапов обучения в магистратуре. Она является составной частью основной образовательной программы по направлению «Психологи», магистерской программы «Психологическое консультирование».


Целью преддипломной практики является закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности, формирование компетенций исследователя, способного осуществлять на современном научном и методическим уровнях научно-исследовательскую работу, формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки научно-исследовательской работы.

Основными задачами преддипломной практики являются:

-          изучить организацию и принципы построения научно-исследовательской деятельности;

-          научиться практическим навыкам и основным приемам ведения научно-исследовательской работы в области теории и практики профессиональной психологической деятельности в соответствии с избранной темой магистерской диссертации;

-          овладеть навыками постановки конкретных целей и задач научного исследования, оценки актуальности и практической значимости магистерского исследования, теоретического анализа научной литературы, выдвижения гипотез и построения эмпирического исследования в соответствии с темой, целями и задачами научного исследования.


Целью преддипломной практики является закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности, формирование компетенций исследователя, способного осуществлять на современном научном и методическим уровнях научно-исследовательскую работу, формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки научно-исследовательской работы.

Основными задачами преддипломной практики являются:

-          изучить организацию и принципы построения научно-исследовательской деятельности;

-          научиться практическим навыкам и основным приемам ведения научно-исследовательской работы в области теории и практики профессиональной психологической деятельности в соответствии с избранной темой магистерской диссертации;

-          овладеть навыками постановки конкретных целей и задач научного исследования, оценки актуальности и практической значимости магистерского исследования, теоретического анализа научной литературы, выдвижения гипотез и построения эмпирического исследования в соответствии с темой, целями и задачами научного исследования.


Целью освоения дисциплины «Психология больших и малых групп» является формирование системы знаний, включающей принципы, подходы и теоретические концепции психологии больших и малых групп; особенности формирования личности в разных социальных группах; выявление стресс-факторов их влияния на личность; психодиагностическую и коррекционную работу с личностью. Дисциплина «Психология больших и малых групп»  относится к вариативной части блока 2 учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Целью дисциплины является формирование ориентации обучающихся в системе отраслей психологии и межотраслевых связей, психологических практиках и их значении для развития психологической науки и социальных потребностей; представлений о содержании психологических практик; целях, задачах и принципах деятельности психологических служб. Дисциплина «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы»  относится к базовой части блока 1 учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– историю возникновения и различные направления психодрамы;

– теоретические основы психодрамы;

– критерии оценки общего и текущего состояния человека в процессе психодраматического переживания;

– виды психодраматического действия и особенности их протекания.

Уметь:

– проводить диагностику текущего и общего физиологического и психологического состояния клиента, а также своего собственного;

– управлять динамикой развития группы и направлять процесс психодраматического действия;

– снимать последствия стрессовых реакций клиента, возникающих в процессе психодраммы;

– обеспечивать физическую, юридическую и психологическую безопасность клиентов в процессе психодрамы;

– осуществлять саморегуляцию собственного состояния в рамках профессиональной деятельности психолога-психодраматиста.

Владеть:

– методами и техниками совладающего поведения и регуляции собственного состояния;

– методами обучения способам саморегуляции;

– техниками и инструментами психодрамы.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.


Цель состоит в обучении студентов теоретическим основам и пониманию физиологических, психических и психологических причин возникновения стресса, особенностей динамики его протекания и способов его преодоления, а также личной отработке методов совладания со стрессом в профессиональной деятельности психолога и оказания помощи клиентам, находящимся в стрессовой ситуации. Дисциплина «Тренинг поведения в стрессовых ситуациях»  относится к вариативной части блока 1 учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.


Количество кредитов - 2 (72.ак.ч.)

Аудиторных занятий - 17 ак.ч. (семинары) 

Язык преподавания - русский.

3 семестр магистратуры.

Дисциплина включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Введение в НЛП», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Общая психология»,  «Клиническая психология», «Основы психотерапии», «Индивидуальное консультирование», «Основы психоконсультирования».

Количество кредитов - 2 (72.ак.ч.)

Аудиторных занятий - 30 ак.ч. (семинары) 

Язык преподавания - русский.

2 семестр магистратуры.

Дисциплина включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.

1. Цели и задачи дисциплины:

Курс предназначен для ознакомления студентов 1 курса магистратуры с теоретико-психологическими основами транзактного анализа. Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области практического консультирования по направлению транзактного анализа. Выделяется наиболее важный материал, глубокое освоение которого позволяет студентам научиться самостоятельно понимать и использовать техники транзактного анализа в индивидуальном и групповом консультировании, в различных клиентских группах.

Задачи:

-        овладение студентами устойчивыми представлениями о структуре и особенностях психологического консультирования с использованием методов транзактного анализа;

-        получение студентами навыков первичной диагностики клиента методами транзактного анализа, а также выбора и применения на практике наиболее подходящих методик для последующей индивидуальной консультации;

-        выработка у студентов профессиональных умений в области учета социально-психологических особенностей клиентов с целью разработки консультационной работы с ними на основе транзактного анализа.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: вариативная часть профессионального цикла.

Основывается на следующих дисциплинах:

  1. Основы психоконсультирования
  2. Основы психотерапии
  3. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
  4. Индивидуальное консультирование

Дисциплина необходима для освоения следующих дисциплин:

  1. Кризисное консультирование
  2. Семейное консультирование
  3. Тренинг поведения в стрессовых ситуациях

Дисциплина относится к вариативной части, является дисциплиной по выбору студентов. Курс введен в программу подготовки магистров в соответствии с современными задачами практической психологической деятельности. Цель курса -  подготовка кадров, способных осуществлять переговорную деятельность, выступать в роли посредников в ситуациях различного уровня сложности и конфронтации.  В процессе изучения курса студенты осваивают знания о социально-психологических технологиях проведения переговоров, овладевают методами ведения переговоров в различных ситуациях.

Общая трудоемкость курса - 2 ЗЕТ (72 часа). Язык курса - русский.

Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии» в соответствии с ООП РУДН является обязательной дисциплиной учебного плана подготовки магистров по направлению «Психология».

Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследования в психологии» являются формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов. Курс опирается на материал, который бакалавры-психологи осваивают в рамках курсов «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии». Дисциплина подготавливает необходимые знания для прохождения курсов «Методологические проблемы психологии», «Статистические методы в психологии», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии».

Курс также создает основу для успешного прохождения производственной и научно-исследовательской практик, обеспечивает теоретическую подготовку и навыки планирования и проведения эмпирического исследования при подготовке магистерской диссертации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: методологические принципы построения исследований; основные научные школы и направления развития качественной методологии; специфику качественной методологии; основные качественные и количественные исследовательские методы; методы качественного анализа.

Уметь: ориентироваться в процедурных особенностях качественного исследования; планировать исследование, выбирать методы релевантные поставленным исследовательским задачам; определять предмет исследования и адекватно формулировать цель и задачи.

Владеть: методами повышения валидности и надежности исследования; навыками анализа и интерпретации данных; практическими методами оценки эффективности качественного исследования.

Количество часов необходимое для освоения курса - 30.

Язык курса - русский.

Целями освоения дисциплины «Статистические методы и ИКТ в деятельности психолога» являются развитие навыков работы с психологическими данными, овладение математическим аппаратом, необходимым для статистической обработки данных, овладение компьютерными технологиями статистической обработки данных Excel, SPSS, овладение навыками интерпретации данных и результатов их обработки.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов положительную мотивацию на использование современных статистических и компьютерных методов в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях;

- дать знания об основных статистических методах и их применении для представления и анализа результатов психологического исследования;

- сформировать навыки работы с различными пакетами прикладных программ, позволяющих анализировать данные исследований.

Количество часов, необходимое для освоения курса - 36.

Язык курса - русский.

Целями освоения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» являются: овладение студентами современными информационными и коммуникационными технологиями применительно к получаемой ими квалификации; формирование базовых навыков самостоятельной практической работы с распространенными программными продуктами и информационными сервисами в области психологии; знакомство студентов с общими принципами работы современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, используемого для организации учебного процесса и научных исследований.

Задачи курса:

- формирование и развитие способности и готовности к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии с использованием ИКТ;

- ознакомление студентов с подходами и требованиями к использованию информационных и коммуникационных технологий в деятельности психолога;

- обучение применению компьютерных психодиагностических методик и компьютерного анализа данных для решения прикладных, практических задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные возможности современных информационных и коммуникационных технологий, включая их аппаратное и программное обеспечение; назначение основных операционных систем и их функциональные возможности применительно к широкому кругу современной компьютерной техники; области применения и функциональные возможности информационных и коммуникационных систем, имеющих широкое распространение в психологии.

Уметь: работать с текстовой и аудиовизуальной информацией при использовании современных информационных и коммуникационных технологий; осуществлять поиск, обработку, хранение и защиту информации; использовать информационные и коммуникационные технологии в научном исследовании и преподавании.

Владеть: базовыми навыками работы с одним из типов современных компьютеров, коммуникаторов, с техническими средствами для регистрации и хранения информации различного типа; навыками самостоятельного использования прикладного программного обеспечения для решения общепрофессиональных задач: поиск научной информации в электронных базах данных, подготовка презентаций, редактирование звуковых, графических и видеофайлов, организация телекоммуникации, компьютерное тестирование знаний и др.





Целями освоения дисциплины «Планирование современного психологического исследования» являются получение углубленных знаний по планированию современного психологического эмпирического исследования, критическому анализу выбора методов с точки зрения их соответствия постановленной проблеме и выдвигаемым гипотезам; спецификация задач психологического исследования с точки зрения последующей статистической обработки данных и решений о видах устанавливаемых эмпирических зависимостей; обучение контролю за выводом из психологического исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные типы психологических гипотез, а также систему основных методов, используемых при номотетическом подходе; основы мета-аналитических исследований в психологии.

Уметь: проводить спецификацию задач психологического исследования с точки зрения последующей статистической обработки данных.

Владеть: основами формального планирования исследования, технологиями разработки программы научного исследования в психологии, планирования этапов ее реализации и сопровождения, эффективного поиска научной информации и ее логической организации.

Формирование у магистрантов осознания собственных этнических стереотипов и предубеждений; получение представления о других народах и культурах в живом непосредственном общении со сверстниками; обретение способности ценить в себе и других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями; приобретение способности выражать свой опыт вербально.

Цель и задачи курса: Приобретение студентами базовых знаний в области семейного консультирования; выделение наиболее важного материала, глубокого его освоения студентами для самостоятельного понимания; использование техник по семейному консультированию, дающих возможность эффективно и успешно работать в психологических службах семьи; изучение основных моделей психологического консультирования семьи; освоение методов диагностики и коррекции семейных отношений, а также овладение техниками, применяемыми в семейном консультировании на различных этапах развития семьи.

Цели и задачи дисциплины: приобретение студентами базовых знаний в области индивидуального консультирования; выделение наиболее важного материала, глубокого его освоения студентами для самостоятельного понимания; умение использовать техники по индивидуальному консультированию, дающие возможность эффективно и успешно работать в психологических службах; изучение основных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований широкого круга проблем индивидуального психологического консультирования; освоение современных методов практической работы в области индивидуального психологического консультирования, а также овладение техниками, применяемые в индивидуальном консультировании.

Цель освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» – сформировать представления о современном состоянии и проблематике ключевых отраслей психологии как научного знания и социальной практики.

Задачи дисциплины:

·         Освоить тезаурус основных понятий теоретико-прикладной проблематики психологии, основные принципы анализа теоретико-прикладной проблематики современной психологии;

·         Знать методологические средства анализа структуры научной деятельности, методологические аспекты теоретической психологии, концептуальные модели структуры психологической теории;

·         Понимать историко-научные особенности развития теоретической и практической психологии;

·         Уметь осуществлять анализ теоретических концепций  и прикладных проблем современной психологии.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования». Дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» является основой для изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследования в психологии», «Научные школы и теории в современной психологии».

Общая трудоемкость курса - 3 ЗЕТ (108 ак.ч.). Язык курса - русский.


Цель дисциплины «Арт-терапия» - формирование и развитие у студентов научных психологических знаний и практических умений в области арт-терапии.


Целью курса является формирование у студентов умений и навыков практической психодиагностики познавательного развития детей и подростков, освоение соответствующих психодиагностических методик.

Дисциплина включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Когнитивная психотерапия», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Общая психология», «Практическая психология»,  «Клиническая психология». Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение курсов: «Основы психотерапии», «Индивидуальное консультирование», «Основы психоконсультирования»,  «Научные школы и теории в современной психологии». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.



В курсе «Кризисное консультирование» рассматривается специфика кризисного консультирования клиентов, переживших стресс, горе, ПТСР, насилие, экстремальную ситуацию и.т.п. В процессе обучения изучаются современные возможности организационных форм и видов психологической помощи различным категориям пострадавших. Полученные компетенции найдут широкое применение в очном и заочном взаимодействии с клиентами, при проведении экстренной и пролонгированной, индивидуальной и групповой работы.

Цели и задачи дисциплины: Осмысление студентами их личностной и профессиональной позиции по отношению к помогающей деятельности в сфере преодоления кризисов; формирование этически адекватной позиции по отношению к контакту с кризисными клиентами; приобретение студентами теоретических знаний в области психологии кризисных и психотравмирующих ситуаций; получение опыта применения психотехнических приемов, обеспечивающих эффективную психологическую помощь пострадавшим; создание представлений об обеспечении психологической безопасности консультанта в процессе работы с пострадавшими (в аспекте профилактики выгорания).

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Кризисное консультирование» относится к вариативной части профессионального цикла; основным требованием, необходимым для изучения дисциплины, является владение компетенциями, полученными в рамках «Основ психоконсультирования», «Основ психотерапии», «Психодрамы», «Арт-терапии», «Семейного консультирования». Дисциплина «Кризисное консультирование» является предшествующей для проведения прикладных исследований в рамках научно-исследовательской практики, а также написания выпускной квалификационной работы магистра.



Целями освоения дисциплины «Научные школы и отрасли в современной психологии» являются воссоздание целостной картины современной психологии как многообразия различных теорий, научных школ и отраслей, раскрытие исторической обусловленности их возникновения и путей дальнейшего развития, выявление преемственных связей между школами, определение конкретного вклада каждой из школ в научную психологическую мысль.

Задачи курса:

рассмотреть философские и методологические основания психологии;

продемонстрировать взаимосвязи, существующие между психологическими концепциями, теориями, научными школами;

проследить преемственность психологических знаний в истории психологии;

познакомить с характеристикой отраслей психологии.



Дисциплина "Основы психоконсультирования и индивидуальное консультирование" направлена на освоение магистрантами основных принципов психоконсультирования, базовых навыков, техник консультирования. 

Целью настоящего курса является изучение теоретических основ психотерапии. В ходе достижения поставленной цели решаются задачи: 1. сформировать у студента устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области; 2. развить у студента определенные личностные качества необходимые для работы психологом в области практической психологии;  3. раскрыть особенности психотерапии, как инструмента психологического вмешательства; 4. познакомить  студентов с практическими навыками использования методов и техник психотерапии.


Курс" психоанализа" предназначен для студентов-магистров специализации "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ"

ДАЛЕЕ ЕЩЕ 3 СТРОКИ

Дисциплина относится к вариативной части и является дисциплиной по выбору студента. Цель дисциплины: подготовка специалистов, способных проводить психологический мониторинг лиц, возможно причастных к терроризму, организовывать психологическое обеспечение антитеррористической деятельности, осуществлять психологическую работу с персоналом в зонах локальных конфликтов, социально – психологическую реабилитацию пострадавших.

 Общая трудоемкость дисциплины - 2 ЗЕТ (72 часа) , язык курса - русский.


Курс предназначен для ознакомления студентов 1 курса магистратуры с теоретико-психологическими основами телефонного консультирования. Теоретическая часть подготовки включает изучение истории развития телефонного консультирования, дает представление об особенностях телефонного консультирования со своей спецификой, а также нормами и правилами работы телефонных консультантов. Практическая часть обучения состоит из основных приемов и методов психологического телефонного консультирования.

Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области телефонного консультирования и отработка практических навыков эмпатии, подстройки, активного слушания, рефлексии, выявления психологических защит, техникой открытых вопросов при ведении телефонного диалога, изучение этапов диалога в телефонном консультировании. Наиболее важным является закрепление навыков эффективного телефонного консультирования.

Цель курса:
Формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области решения конфликтов и конфликтных ситуаций. Задачи курса: знакомство с отечественными и зарубежными теориями и подходами к конфликтам, изучение стратегий поведения в конфликте, техник решения конфликтов.
 
Содержание курса:
В курсе рассматривается специфика отечественных и зарубежных подходов к понятиям "конфликт", стратегиям поведения в конфликте, стратегиям решения конфликта и конфликтной ситуации, рассматриваются особенности "конфликтной" личности.

Формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области телесно-ориентированной терапии; овладение приемами и техниками телесно-ориентированной терапии; знакомство с концепциями телесно-ориентированной психотерапии, изучение основных методов телесно-ориентированной психотерапии; психологическое сопровождение психосоматических запросов клиентов со строгим соблюдением этических принципов. В результате изучения дисциплины студент должен: а) знать основные понятия и теории телесно-ориентированной терапии; базовые принципы телесно-ориентированной работы; основные методы и техники терапевтической работы в телесно-ориентированной терапии; б) уметь диагностировать проблематику клиента в телесно-ориентированной терапии; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы с телом или телесной метафорой, адекватные клиентскому запросу; работать с телесными блоками клиента; в) владеть техниками психологической работы с телом клиента.

 


 Основные разделы дисциплины:

  • Введение в методологию психологии. Место методологии психологии в системе профессионально-психологического знания. Методология и теория психологии. Понятие метода в психологии. Понятия предмета и объекта науки. Научная модель и научная теория, их соотношение. Проблема объективности в психологии. Концептуальный базис психологии. Категории и понятия в психологической науке. Философские и общенаучные категории. Конкретно-научные понятия.
  • Человек и мир. «Внешний мир» и «внутренний мир». Психофизическая проблема и соотношение психологии и физиологии. Картезианское видение мира в истории психологии. Понятие детерминизма применительно к психологии. Образ мира и два способа представления знаний
  • Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии.
  • Культурно-историческая психология и «мир значений». Методологические проблемы сознания. Культура, деятельность, сознание и их взаимоотношения в историческом и онтогенетическом развитии психики. Понятия ноосферы. Смысл и значение, понятие смыслового поля.
  • Идеальное, квазиобъект, знак. Понятие системы и развития в методологии психологии.
  • Методологические проблемы личности. Личность как системное качество. Структура личности и динамические смысловые системы личности. Личность и индивид. Личность и субъект деятельности. Философия поступка и понятие «деяния». Концепция жизненного пути личности. Горизонт личности.
  • Построение психологического знания (методология психологической науки). Проблема рефлексии в психологии. Научное познание как деятельность. Психология как наука. Этапы развития психологии, психологические направления и школы.