Курс «Дизайн психологического исследования» посвящен наиболее сложным вопросам планирования психологического исследования. При этом в центре внимания находятся проблемы проведения эмпирического, экспериментального психологического исследования. 

 


1.               Цели и задачи дисциплины:

Цель −.  развитие навыков работы с психологическими данными

Задачи:

·       формирование знаний, умений, навыков исследовательского дизайна

·        

·       овладение математическим аппаратом, необходимым для статистической обработки данных,

·       овладение компьютерными технологиями статистической обработки данных (пакеты R, JASP, Еxcel),

·       развитие навыков работы с многомерными психологическими данными,

·       овладение математическим аппаратом, необходимым для работы с многомерными данными,

·       овладение навыками интерпретации данных и результатов их обработки.


Цель дисциплины состоит в подготовке студентов по вопросам правового и организационного обеспечения и профессиональной этики трудовой деятельности в различных областях и направлениях работы.

 

Задачи:

– ознакомить с вопросами профессиональной этики как в отечественной, так и в зарубежной профессиональной деятельности психолога;

– сформировать правовую грамотность студентов;

– ознакомить с должностными инструкциями, правами, должностными обязанностями и юридической ответственностью специалиста-психолога за нарушения различного рода.

– сформировать у студентов целостную систему представлений по проблемам правовых основ профессиональной деятельности психолога, но и успешной адаптации будущих специалистов к трудовой деятельности;

– ориентировать студентов в различных проблемах правового регулирования в обществе, гражданами которого они являются.


Основной целью курса является изучение практических основ Когнитивно-поведенческой терапии.Этот метод психотерапии обращается к сознанию и помогает освободиться от стереотипов и предвзятых представлений, которые лишают нас свободы выбора и подталкивают действовать по шаблону. Метод позволяет при необходимости корректировать неосознанные, «автоматические» умозаключения пациента. Эти мысли часто становятся источником болезненных эмоций, неадекватного поведения, депрессий, тревожных расстройств и других заболеваний.


Целью освоения дисциплины  является  овладение студентами основными практическими  навыками психологического консультирования и психотерапии. 

Преподаватель - доц. Лыкова Наталья Михайловна

Курс по выбору

Цель освоения курса — содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий путем формирования культуры здоровья, проведения профилактических мероприятий, создания оптимальных условий обучения, а также современных психологических средств воздействия на личность).


Задачи:

-          Рассмотреть содержание здоровьесберегающих технологий и их содержание

-          рассмотреть основные подходы к организации профилактической деятельности

-          изучить методы профилактики и укрепления здоровья

-          сформировать понимание о видах и порядке применения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях



Дисциплина Научные школы и теории в современной психологии относится к базовой части блока 1 учебного плана магистратуры по направлению «Психология».

Основная цель данного курса – рассмотреть и проанализировать историю возникновения, взаимовлияния и современного состояния основных научных школ и теорий современной психологии.

Реализация данной цели подразумевает решение ряда задач:

– изучить специфику понятий «научная школа», «научная теория», «научная ориентация», «научная категория», «научная система», «научная парадигма» и соотношений между ними на примере исторического развития и современного состояния психологической науки;

– проанализировать и сравнить особенности развития и современного состояния основных научных школ в современной зарубежной и отечественной психологии;

– определить основные тенденции современного развития психологических школ и направлений.

Время освоения курса: 108 часов (3 ЗЕ)

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является ознакомление учащихся с методами многомерного статистического анализа. В рамках прохождения курса учащиеся получат необходимые сведения о принципах проверки статистических гипотез о параметрах многомерных распределений. Особое внимание в курсе уделяется необходимости применения методов многомерной статистики для анализа данных комплексных психологических исследований с целью снижения вероятности ошибочных выводов. Курс ориентируется на подробное обсуждение тех многомерных методов, которые наиболее часто используются сегодня при обработке данных психологических исследований (регрессионный и дисперсионный анализ, факторный анализ, структурное моделирование).


2. Краткое содержание дисциплины

Статистическое моделирование психологических переменных. Одномерная и многомерная статистика. Обзор методов многомерной статистики. Выбор методов многомерной статистики для применения в различных исследовательских ситуациях.

Многомерные случайные распределения. Проверка гипотез о параметрах многомерных распределений. Основы линейной алгебры. Многомерная статистика и проблема альфа-инфляции. Оценка мощности исследований. Оценка необходимого количества измерений.

Регрессионные модели. Множественная линейная регрессия. Взаимодействие предикторов. Предикторы высоких порядков. Интеграция категориальных предикторов в регрессионную модель. Проверка предположений множественной регрессии. Графические методы анализа качества регрессионной модели. Проблема коллинеарности. Выбор оптимального набора предикторов. Иерархическая регрессия. Пошаговая регрессия. Нелинейная регрессия. Методы определения регрессионных параметров.

Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Многомерный дисперсионный анализ. Тесты множественных сравнений. Планируемые контрасты. Оценка значимости линейного и нелинейного тренда.

Наблюдаемые и латентные переменные. Корреляция и ковариация. Методы выделения факторов. Методы анализа факторных решений (графические и аналитические).  Вращение факторного решения. Эксплораторный и конфирматорный факторный анализ.

Принципы структурного моделирования. Построение структурных моделей. Методы оценки параметров структурных моделей. Индексы соответствия структурных моделей. Вложенные модели. Сравнение альтернативных моделей. Предпосылки применения методов структурного моделирования.


Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы  выявления и изучения индивидуально-психологических  и  индивидуально-психофизических особенностей человека. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими  исследованиями и практикой. В современном мире психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов здравоохранительных органов, клиентов психологических консультаций и т. д.). При этом одним из важнейших условий полезности использования психодиагностики – является  ее научность, основанная на знании принципов формирования и природы диагностируемых качеств, на знании закономерностей процесса психодиагностики и характеристик ее инструментов. Психодиагностика является неотъемлемой частью работы практического психолога. Оказание психологической помощи не возможно без предварительной психодиагностики, отражающей своеобразие индивидуальных качеств и свойств конкретного человека. От того, насколько правильно поставлен психологический диагноз зависит эффективность оказываемой психологической помощи.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки  («Общая психология», «Возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Математические методы в психологии»  и др.).   К методическим средствам  психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей,  способы обработки и интерпретации полученных данных.  Направления теоретической и методической работы в области  психодиагностики определяются запросами психологической практики.  В  соответствии с этими запросами  формируются  специфические комплексы средств,  соотносимые со сферами работы  практических психологов  (медицина, образование, профотбор и т.д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование  и  апробация методик,  выработка правил проведения обследования, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Цели курса:

o     Сформировать целостное представление о специфике психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины;

o     Познакомить с основными понятиями теории постановки психологического диагноза, а также наиболее известными психодиагностическими методиками и используемыми в практике программами диагностического обследования.

o     Заложить основы эффективного решения психодиагностических задач в различных сферах практической психологии.

 

Задачи курса:

o     Формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности практического психолога;

o     Усвоение основных понятий теории постановки психологического диагноза;

o     Методическое обеспечение современными психодиагностическими методами и средствами для успешного решения психодиагностических задач;

o     Развитие и формирование у практического психолога психодиагностического мышления;


 Цели и задачи дисциплины "Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
 
Цель курса – подготовить специалистов-психологов для исследовательской и практической работы в различных профессиональных сферах.Именно поэтому основная особенность предлагаемого курса заключается в анализе теоретических основ и сопоставлении результатов исследовательских работ в области экономики, педагогической психологии, социальной работе, социологии, маркетинга, менеджмента, этнологии, культурологии, истории и других отраслей знания.
Учебные задачи дисциплины:
- показать актуальность психологических исследований;
- дать систематическое представление о предмете и задачах практических отраслей психологии;
- ознакомить с основными теориями, понятиями и результатами эмпирических исследований в области  психологии и смежных областей знания;
- определить проблемы психологической практики актуальные на российском пространстве;
 
Место дисциплины в структуре ООП:  Курс относится к профессиональному циклу, базовая часть. Содержательно данный курс связан с курсами «Психология управления» и «Организационная психология», а также с курсами «Психология социальной работы», «Педагогическая психология».
В результате изучения материалов курса студенты должны осознать возможности применения знаний в области практической психологи в различных сферах деятельности.
 
Микроблог:

П

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: Раскрыть основные проблемы исследований в теоретической и практической психологии

3адачи курса:
·  Сформировать знания об основных актуальных проблемах современной психологической науки, а также способах их теоретического и пракутического исследования.

·  Рассмотреть теоретико-методологические основы, на которых базируются актуальны психологические исследования.

·  Овладение навыками организации научно-ориентированных исследований в теоретической и практической психологии.


2. Краткое содержание дисциплины

1. Критерии отбора актуальных проблем теоретической и прикладной психологии

Тенденция к инновациям и модернизациям. Тенденции в социальной политике. Тенденции последнего времени по отбору актуальных проблем в психологии.

XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы.

2. Структура современной психологии

Тенденции в структурировании современной психологии.

Базовые понятия психологии. Категории психологии. Принципы психологии. Психические процессы, состояния и образования личности. Проблема классификации психических явлений. Высшие психические функции. Закономерности и механизмы психических явлений. Факторы, влияющие на психические процессы.

3. Особенности «поля» конструирования современной информации в теоретической и прикладной психологии

Тенденции информационного развития психологии (информациология). Конвергентные и дивергентные тенденции в психологии. Основные тенденции: направление на сближение, направление на разделение.

Некоторые особенности и проблемы конструирования информации в психологии. Направление на глобализацию и направление на выделение («отпочкование») ряда дисциплин, отраслей. Просмотр их с позиции целесообразности.

4. Потребность в решении антропологических проблем последнего времени

Тенденция к антропологизации исследований психологического познания.

Понятие «фактор». Процедура «сложения факторов», процедура «разведения факторов», процедура «выделения ведущего фактора». Понятие «антропологический фактор». Функции: задающая, мотивационная, стимулирующая, динамическая, определяющая, направляющая, объяснительная.

5. Некоторые социально-психологические проблемы современности

Тенденции накопления и появления ряда вновь возникших современных проблем в психологии.

Перечень актуальных проблем: Проблема девиаций и делинквентного поведения. Проблема аддикций и аддиктивного поведения. Проблема рискованных моделей поведения, деструктивного поведения и деструкций личности. Проблема терроризма и экстремизма. Проблема психологической безопасности, защищенности, ресурсов сопротивления и противостояния. Проблема социальной напряженности и социальной конфликтогенности. Проблема толерантности. Проблема религиозного и духовно-нравственного содержания личности.

6. Проблема коммуникации как актуальная проблема современности

Тенденции развития современной психологии общения. Психология общения: на пути к энциклопедическому знанию. Энциклопедия общения.

Влияние происходящих изменений в обществе на процессы коммуникации людей. Возникновение тенденций последнего времени: демонстрационности (усиления коммуникации) и, напротив, автономизации (независимости, ухода от контактов).

7. Психология индивидуальности как актуальная проблема современности

Тенденции развития психологии индивидуальности.

Перспективные направления исследования проблем психологии индивидуальности: Методологические проблемы психологии индивидуальности (В.Д. Шадриков, Э.А. Голубева, В.А. Петровский, А.Н. Поддьяков, Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко). Диагностика индивидуальности: современные подходы (М.А. Холодная, С.Р. Пантилеев, Ананьева Н.А.). Внутренний мир человека как основа индивидуальности (В.Д. Шадриков, А.Б. Орлов, С.Н. Ениколопов, Н.В. Дружинина). Развитие индивидуальности на разных этапах онтогенеза (А.Н. Поддьяков, А.К. Болотова, О.Н. Молчанова).

8. Актуальные проблемы прикладной психологии

Тенденции развития современной прикладной психологии. Прикладная психология: опыт и проблемы модернизации. Тенденция к технологиям.

Постановка инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.Мониторинг потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области.

Цели дисциплины:  

сформировать у студентов понимание интегративного

подхода, ставшего распространенным в современном психологическом

консультировании; обучить студентов пониманию вклада классических и

постклассических подходов в общепризнанные в настоящее время принципы

консультирования, овладеть наиболее распространенными техниками, научить их гибкому

выбору и адекватному использованию в соответствии с решаемыми задачами.

Задачи курса:

·     рассмотреть ранее изученные классические подходы

к психологическому консультированию с точки зрения их вклада в современный

интегративный подход;

·     проанализировать способы взаимодействия и взаимопроникновения разных подходов,   способы их совместного использования для решения актуальных задач

психологического консультирования;

·     дать студентам представление о наиболее популярных постклассических подходах в психологическом консультировании;

·     обеспечить понимание основных направлений и  движущих сил развития современного психологического консультирования и психотерапии;

·     помочь студентам осознать собственные профессиональные возможности и ограничения с точки зрения применения различных подходов консультирования, наметить траекторию индивидуального  профессионального развития в сфере психологического консультирования.


Целью освоения дисциплины является: ознакомить магистрантов с ИКТ в соответствии со спецификой их использования для реализации разнообразных задач психологических исследований.


1.1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: формирование профессиональных компетентностей в области теоретических и практических основ профессионального консультирования

1.2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Практикум по бизнес- консультированию» относится к вариативной части учебного плана и является дисциплиной по выбору направления подготовки «Психология». Данная дисциплина связана с учебными курсами по «Социальной психологии», и «Личностно-ориентированным консультированием».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать:

·        сущность профессионального консультирования

·        этапы профессионального консультирования

·        задачи, формы и методы работы профконсультанта


- уметь:

·        осуществлять подготовку к профессиональному консультированию

·        вести консультативную беседу

·        осуществлять переход между этапами профессионального     консультирования

·        осознавать свои действия в контексте профессионального консультирования

- владеть навыками:

·        создания условий для профессионального консультирования

·        психологической наблюдательности, понимания ответов

·        обратной связи

·        ведения беседы в контексте профессионального консультирования

·        анализа деятельности профконсультанта


Целями освоения дисциплины являются: С позиции междисциплинарную подхода, изложить взгляды на здоровье отдельных индивидов и общества в целом. Познакомить студентов с методами специфической и неспецифической профилактики, оценки и коррекции неадекватных поведенческих моделей, повышения индивидуально-психологической ценности здоровья.  


Целью курса является то, чтобы дать студентам знания, которые будут необходимы им для успешной практической деятельности в качестве психолога и подготовить их к профессиональной и юридически грамотной работе в структуре образовательного пространства, начиная с детского сада, школы, гимназии и т.д. до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.

Задачи курса:

1. Рассмотрение общих вопросов по организации и работы психологической службы образования.

2. Раскрытие методологических подходов к решению проблем психологии в образовании.

3. Формирование у студентов навыков практического решения психологических задач в образовании.


Цель курса – подготовка магистрантов к практической психологической деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области социальной сферы.

Учебные задачи дисциплины:

- сформировать представление о предмете и задачах практических отраслей психологии в социальной сфере;

- определить проблемы психологической практики в социальной сфере и овладеть основными стратегиями их решения.

- развить умения диагностики психического развития детей, подростков и взрослых с последующим составлением психологического портрета личности и разработкой соответствующих рекомендаций по коррекции социального развития;

- сформировать умения и навыки психологического сопровождения личности в трудной жизненной ситуации;

Краткое содержание дисциплины:

     Представление о переживании кризиса личности в социальном пространстве в различные возрастные периоды. Адаптивное поведение личности в трудных жизненных ситуациях.

      Особенности и основные направления социально-психологической работы с молодёжью. Технологии развития социальной активности в различных сферах, имеющих созидательную направленность. Анализ мифологии сознания и суицидального поведения в молодёжной среде. Профилактика суицидальных настроений. Проблемы развития агрессивных настроений в молодёжной среде. Профилактика экстремистских настроений. Технологии коллективных творческих дел созидательной направленности. Стратегии развития молодёжи. Технологии социального партнёрства.

    Профессиональное самоопределение и правление карьерой в различные возрастные периоды. Поиск реализации профессионального потенциала в социуме: личные барьеры и стратегии их преодоления.

Инклюзивное образование: психологические проблемы детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование и социализация. Перспективы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

     Социальные проблемы мигрантов. Причины миграций и их последствия для индивида и социума. Программы адаптации и реабилитации мигрантов. Социальная работа в группах. Образовательные программы и перспективы интеграции в принимающее общество.

     Социально-психологическое сопровождение пожилых людей. Третий возраст как личностная и социальная проблема. Технологии развития адаптации представителей третьего возраста к физиологическим, социально-психологическим и социально-экономическим изменениям. Методы поддержания и развития социальной активности в пожилом возрасте.

1.Цели и задачи дисциплины:

Цель: Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллектив сотрудников исправительных учреждений) и их деятельности.

Пенитенциарная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

.

Задачи:

1) сформировать у студентов систему основных понятий пенитенциарной психологии, ознакомить с навыками анализа психических закономерностей в сфере правового регулирования людей, осмысления сущности пенитенциарной деятельности;

2) сформировать у студентов систему знаний об условиях отбывания уголов­ного наказания в местах лишения свободы, а также деятельнос­ти сотрудников пенитенциарных учреждений по исполнению уголовных наказаний;

3) раскрыть основные тенденции развития пенитенциарной психологии на современном этапе;

4) сформировать представление о психологических закономерностях различных видов пенитенциарной деятельности;

5) сформировать знания о психологии осужденных, о социально- психологических явлениях среди осужденных, раскрыть психологические закономерности деятельности исправительных учреждений, систему мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

 


Дисциплина Преподавание  психологии в системе высшего и дополнительного образования относится к базовой части блока 1учебного плана магистратуры по направлению "Психология".

Основная цель данного курса – рассмотреть психолого-педагогические основы преподавания психологических дисциплин в высшей школе и в системе дополнительного образования.

Реализация данной цели подразумевает решение ряда задач:

– систематизировать и обобщить знания о психологических, педагогических, методических аспектах преподавания психологии;

– рассмотреть основные особенности высшего и дополнительного образования в России и мире, а также психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе;

– сформировать навыки методической разработки и анализа основных форм учебных и внеучебных занятий по психологии в системе высшего и дополнительного образования;

– проанализировать специфику психологии как учебной дисциплины;

– познакомить с особенностями организации объяснения, отработки и контроля знаний по психологии и отработать соответствующие умения на практике.

Время освоения дисциплины: 108 часов (3 ЗЕ)