Программа курса по выбору «Западноевропейская поэзия ХХ века» ориентирована на расширение культурного кругозора, на приобретение первоначальных исследовательских навыков работы с поэтическим текстом и рассчитана на усвоение базовых теоретических понятий филологической науки, основных принципов литературоведческого анализа художественного произведения, изучение историко-теоретических работ как отечественных, так и зарубежных исследователей по проблемам компаративистики и жанрового анализа поэтического текста.

Курс «Современная поэзия: традиции и тенденции» должен помочь обучающимся лучше понимать процессы, происходившие в недавнем прошлом и происходящие сейчас в русской и зарубежной поэзии, значение, взаимовлияние различных видов общественного сознания, закономерности, ценности духовной жизни, существующие диалектические связи – притяжения, отталкивания – в сфере содержания и формы классического и новейшего словесного творчества.

Курс «Методология интермедиального анализа» предназначен для ознакомления студентов с основными понятиями и системы интермедиальных отношений. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития теоретической базы в литературоведении. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Дисциплина «Методология интертекстуального анализа» посвящена учению об интертекстуальности как одному из разделов современной филологической науки. Ее освоение предполагает рассмотрение понятия интертекстуальности во всей ее сложности, исследование истории возникновения нового для литературоведения ХХ века научного подхода, изучение разнообразных типов литературных практик и форм.


. «Серебряный век» как историко-культурный феномен.

Характеристика эпохи конца ХIХ – начала ХХ вв. в России. Хронологические рамки «серебряного века». Эпоха, «судорожно протянутая» между двумя периодами безвременья. Амбивалентность мировосприятия, проявившаяся в творчестве ведущих представителей литературы «серебряного века»: внутренняя трагедийность при блестящей праздничной «оболочке» их произведений.


. Американская литература 90-х годов ХIХ века.

            Возникновение литературы, реагирующей на острые проблемы американской жизни. Трагедия фермерства. Хемлин Гарленд. Сборники рассказов «Столбовые дороги» и «Народ прерий». Большой город: бизнес и бизнесмены. «Чикагские» романы Генри Фуллера «Жители скал» и «За процессией». «Дно» города в романе Стивена Крейна «Мэгги, девушка с улицы». Гражданская война в романе «Алый знак доблести». Натурализм и импрессионизм Крейна. Эволюция творчества Фрэнка Норриса. Социальный проблемы в романе «Спрут».


Курс «Литература постмодернизма» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы 60-90-х гг. ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи в различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.

В курсе анализируется творчестве известных современных писателей – В.Пелевина, В.Сорокина, Т.Толстой, поэтов- концептуалистов Тимура Кибирова, Дмитрия Пригова,


Курс «Литература русского зарубежья» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития  литературы русского зарубежья «третьей волны» эмиграции. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний  в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Цель и задачи дисциплины:

            ознакомление студентов с феноменом Библии как важнейшим фактом мировой культуры, рассмотрение понятий вечных тем, вечных образов и лейтмотивов мирового и русского искусства, их развитие в динамике культуры, с основными этапами развития русской литературы в ее связи с библейской мифологией и образностью, привитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализ формы и содержания художественных произведений (лексика, стиль, риторические приёмы), подготовка публичных выступлений (доклады и т.п.) и участие в дискуссиях.


Дисциплина преследует цель получить первоначальное представление об основных персоналиях, произведениях и процессах отечественной литературы первой половины XIX века в аспекте исторической поэтики и диалектики художественных систем (Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма); познакомиться с динамикой жанровых систем; научиться применять полученные знания в процессе систематизации и анализа художественных произведений. За занятиях студенты знакомятся с творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

         Интегрирующее и прогностическое значение творчества А.С. Пушкина в русском историко-литературном процессе и становлении русского литературного языка. Роль Золотого века русской поэзии. Периодизация творчества, основные произведения, тематика, проблематика и новаторство А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Формы самоорганизации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы). Становление и развитие эстетики русского романтизма и реализма. Развитие психологизма.


Курс «Русская литература рубежа ХХ – XXI веков» должен помочь обучающимся лучше понимать процессы, происходившие в недавнем прошлом и происходящие сейчас (во втором десятилетии XXI века) в российской словесности, значение, взаимовлияние различных видов общественного сознания, закономерности, ценности духовной жизни, существующие диалектические связи – притяжения, отталкивания – в сфере содержания и формы классического и новейшего словесного творчества. Из всего многообразия материала выделяется наиболее значимый, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанного периода в различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.

 


                     Цели и задачи дисциплины:

Курс «Практикум по русской литературе 2 половины 19 века» (для российских студентов)» предназначен для формирования у студентов навыков самостоятельного анализа произведений русской классической литературы – поэзии и прозы. На занятиях и в процессе самостоятельной работы учащиеся приобретают навыки сбора и изучения материала, написания текстов разных жанров – эссе, рефераты, обзоры на примере творчества И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Студенты знакомятся с основными этапами развития русской литературы ХIХ столетия. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм ХIХ века, из множества произведений русской художественной литературы выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понимать и оценивать развитие литературного процесса в целом, определять особенности развития русской литературы и особенности проявления идеологий и общественных движений  Европы и России ХIХ века в русской национальной литературе.  Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.



Основными целями дисциплины являются:

ознакомление магистрантов с историей возникновения психопоэтики;

овладение актуальными подходами к анализу литературных произведений с помощью методов психологии и психолингвистики;

изучение взаимосвязи эстетического своеобразия текста и личностных особенностей автора;

изучение законов эстетического и суггестивного влияния художественного текста.

 

Психопоэтика как филологическая дисциплина находится на пересечении филологии, психологии и лингвистики. Нашей задачей является изучение истории психопоэтических исследований в отечественной и зарубежной филологии и выработка навыков работы с литературными произведениями в контексте различных методов психопоэтики.



Цель курса«Русская литература Серебряного века в культурологическом аспекте» должен помочь студентам осознать масштабность, закономерности образования, духовную ценность классического наследия, взаимообусловленность различных видов и жанров в искусстве. Этой целью обусловлены задачи курса, они связаны с изучением основных парадигм культуры конца XIX – начала XX веков при концентрации основного внимания, в силу филологической профильности обучающихся, рассмотрению творчества наиболее значительных художников слова – классических явлений отечественной словесности Серебряного века в связи с философско-религиозным, социальным, научным сознанием эпохи, а также в связи с художественными поисками творческих личностей в других видах искусства – в живописи, в музыке, в театре. Материал рассматривается в ретроспективном и перспективном планах. Предполагается выход в зарубежную, прежде всего в западноевропейскую, культурологию.


Курс «Русская поэзия ХХ-ХХI вв.» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской поэзии 60-2000-х гг. ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской поэзии указанной эпохи в различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа поэтического  произведения.

В курсе студенты знакомятся с творчеством Л.Мартынова, Б.Слуцкого, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Н.Рубцова, с поэзией «лианозовской» школы, с основными поэтическим школами – СМОГ, поэты-концептуалисты (Тимур Кибиров, Д.А.Пригов), поэты метаметаморфисты (И.Жданов, А.Парщиков).


Курс «Художественная конфликтология» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы ХХ века под углом зрения категории художественного конфликта.   Конфликт является центральной «узловой» категорией, находящейся в тесной взаимосвязи с внутренней пространственно-временной организацией произведения, с его формой и содержанием, с образом мира. С другой стороны, конфликт является внутренне сложным образованием, формально разложимым на «элементарные» бинарные антиномические оппозиции. Конфликт - это «пучок» антиномий, или, иначе, - поле антиномической напряженности, реализующееся на всех уровнях структурной организации текста. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области.

Курс «Методика преподавания литературы как иностранной» предназначен для системного ознакомления студентов с основными понятиями и направлениями МПЛ как науки, изучения особенностей преподавания литературы в школе, ВУЗе, и особенно в  иностранной аудитории, развития навыков и умений в моделировании  конспектов, планирования, организации  и проведения уроков в школах вариативного типа и в иностранной аудитории, ознакомления с основными методами анализа художественного текста (исторический, компаративный, герменевтический, структурный, психологический, семиотический и др.), приобретения опыта самостоятельной работы с научной литературой,  выполнения заданий на развитие творческих способностей, подготовки к участию в публичных выступлениях (доклады и т.п.) и участия в дискуссиях.