Целью практики является приобретение практических навыков филологической работы с научной и научно-методической литературой, освоение методики выполнения научно-исследовательской работы студентами-магистрами 2 курса. 

Дисциплина является курсом по выбору, предназначенным для магистров-филологов. Курс направлен на формирование/развитие навыков и умений вдумчивого прочтения семиотически сложного художественного текста, выявления и интерпретации знаков, относящихся к основным текстовым категориям текста, раскрытия смыслов, заложенных автором, на основе семиотического анализа жанра текста, его структуры и элементов, а также широкого контекста

Цели изучения дисциплины состоят в систематическом изложении основных проблем психолингвистики, овладении основными понятиями и терминологией, а также овладении психоглингвистическими  методами исследования речевой деятельности человека, навыками правильной интерпретации экспериментального материала.

 

Задачи изучения дисциплины:

-      рассмотреть особенности развития психолингвистики как гуманитарного направления в современной науке о языке;

- проследить основные этапы развития психолингвистики как отдельной отрасли языкознания

- овладеть основными понятиями и обозначающими их терминами, принятыми сегодня в психолингвистик (речевая деятельность; языковое сознание; онтогенез; порождение и понимание речи; патология речи и др.);

- уметь применить  в практике  исследований  речевой деятельности усвоенные теоретические знания и методы .


Спецкурс "Лингвистическая концептология"

Настоящий курс предназначен дать студентам знания о новых направлениях в современной лингвистике. Познакомить с проблематикой актуальных языковых процессов как в аспекте синхронии, так и диахронии. Познакомить студентов с научными результатами, полученными в изучаемой области. Подготовить студентов к научно-исследовательской работе в данной области и сформировать навыки применения анализа современных текстов (разговорных, художественных. Медиатекстов) . Данный курс даёт представление о внутренних и внешних причинах языкового развития, «инверсионных» изменениях в языке, социально-исторических этапах в истории развития русского литературного языка, характеризующихся активизацией всех языковых процессов.


Цель курса − дать студентам необходимые знания и навыки в сфере истории и теории риторики, а также в области риторической практике.

 Задачи курса

 − познакомить студентов с историей формирования европейской риторики, дать представление об истории формирования аналогичных отраслей знания в иных культурах (Индия, Средний Восток), о главных направления риторики, сложившихся  в рамках античной цивилизационной парадигмы.

 − дать представления о современной структурной риторике, прикладной риторике, теории аргументации, политической филологии, показать их связь с риторическим формализмом, логической риторикой, судебным красноречием, формировавшимися в рамках традиционной риторики;

 − заложить теоретические представления и базовые практические навыки, позволяющие эффективно использовать риторические правила при генерировании и анализе текстов в последующей профессиональной филологической деятельности самого широкого профиля (от работы копирайтера до проведения лингвистических экспертиз).

 

 


Цели и задачи дисциплины:

Курс «Семиотики» призван помочь понять знаковую природу окружающего нас информационного пространства, привить навыки «декодирования» текстов различной природы и степени сложности, научить решать многие коммуникативные задачи и, в том числе, задачи, связанные с переводом не только с одного естественного языка на другой, но и с одной культуры на другую.

Задачи:

·         формирование у обучаемых твердого и систематизированного представления о предмете и задачах семиотики, о ее понятийном и      терминологическом аппарате;

·         получение представлений  об основных школах и направлениях семиотики;

·         формирование знаний об основных этапах формирования семиотики как науки.

·         получение представлений об основных измерениях семиотики: семантике, прагматике и синтагматике.

·         формирование знаний о свойствах знака и знаковых систем;

·         получение представлений об основных единицах, изучаемых семиотикой: высказывании, тексте, интертексте, дискурсе, концепте и инфосфере (Ю.С.Степанов)


Цели и задачи дисциплины:

 спецкурс  «Структура и функционирование языковой способности» предназначен для формирования у студетов – филологов и лингвистов – представления об устройстве и функционировании языковой способности индивида, способах ее реконструкции и моделирования в научных и лингводидактических целях.

Цель − дать студентам необходимые знания и навыки анализа истории и теория филологических направлений последнего столетия, их междисциплинарных взаимодействий и взаимовлияний.

Задачи:

− познакомить студентов с эпистемологией филологии;

− познакомить студентов с различными концепциями, касающимися формирования филологического и лингвистического знания, с аппаратом основных направлений, определивших наличие определенных филологических парадигм.

− подготовить студентов к научно-исследовательской работе в широком спектре филологических дисциплин, активизировать навыки различных видов филологического и лингвистического анализа объектов исследования, научить применять эти знания в преподавании различных циклов филологических дисциплин.


Курс адресован студентам второго года магистратуры по направлению

45.04.01 филология / магистратура / языкознание.

Курс направлен на изучение, теоретических, методологических и философских проблем лингвистики в историческом и актуальном контексте

и готовит студентов к преддипломной практике, итоговой государственной аттестации и поступлению в аспирантуру по специализациям филологических наук.

Философские аспекты языка рассматриваются на конкретном языковом материале с точки зрения специальных лингвистических методов.

Описание курса

Курс «История русского литературного языка» предусмотрен учебным планом для магистров-филологов первого года обучения как обязательный курс.

Это единственная обязательная университетская дисциплина, которая обращается к исходной реальности филологии – тексту (принципам типологии текстов в зависимости от исторически обусловленных особенностей соотношения формы и содержания) и позволяет в некоторой степени преодолеть сложившуюся модель отечественного филологического образования, сфокусированного в своей лингвистической составляющей  на замкнутых аспектах поуровнего изучения языка.

Методологически история русского литературного языка связана с читаемыми параллельно курсами по теории языка и общей семантике и опирается на славяноведческую подготовку студентов, обеспеченную курсами, прочитанными в бакалавриате.

Цель курса – сформировать у слушателей герменевтически грамотное отношение к типологически различным текстам разных исторических периодов (от ХI века до настоящего времени).