Цель дисциплины заключается в изучении теоретической базы и получении практических навыков в формировании и использовании управленческого учета как инструмента принятия управленческих решений на основании использования информационной базы бухгалтерского учета и других источников информации.

Дисциплина «Управленческий учет» относится части, формируемой участниками образовательных отношений блока Б1.В.ДВ.11.02, изучается в 7 семестре, на четвертом курсе.

Общая трудоемкость дисциплины «Управленческий учет» составляет 3 зачетных единицы.




Цель курса - подготовить обучающихся к самостоятельной постановке и осмысленному решению теоретических и практических проблем управления персоналом, ознакомить студентов, изучающих менеджмент управления с основными методологическими, методическими положениями в области управления персоналом



Социальное предпринимательство является важной составляющей развития обществ, когда экономические интересы оказываются в тесной взаимосвязи с социальными факторами. это формирует особую сферу деятельности со своими законами поведения, отличными от конкурентного рынка

Цель изучения дисциплины «Свободные экономические зоны и офшоры» -   формирование у студентов целостного представления о особых экономических зонах, раскрыть механизм и специфику их практического действия, показать их роль и значимость в решении социально-экономических национальных проблем;  формирование у студентов необходимой теоретико-методологической основы феномена «особая экономическая зона» в мировых хозяйственных связях; обобщить мировой опыт их создания и функционирования в странах с различным уровнем экономического развития; на основании критического анализа мировой и отечественной практики применения усвоения и должное применение студентами полученных знаний в практической деятельности.

Изучение учебной дисциплины «Свободные экономические зоны и офшоры» важно для формирования профессионального сознания будущего экономиста, расширения и углубления теоретических знаний студентов, формирование и привитие им профессиональных навыков и умений необходимых для практического действия в специфических условиях свободных экономических зон.


ПСО «Национальная экономика и предпринимательство» - объединение студентов, аспирантов и молодых НПР кафедры Национальной экономики, призванное стать универсальной площадкой для раскрытия и реализации научного и профессионального потенциала.

1.      Цели и задачи ПСО: углубленное изучение дисциплин по кафедре; формирование у студентов дополнительных компетенций в рамках будущей профессиональной деятельности; формирование навыков нестандартных творческих подходов к решению возникающих проблем

2.        Целевая аудитория: студенты экономического факультета профиля «Экономика предприятия и предпринимательства»


Целью дисциплины «Управление инвестиционными проектами» является знакомство студентов с сутью и инструментами проектного менеджмента, позволяющего квалифицированно принимать решения по координированию людей, материалов и оборудования, а также финансовых средств и времени для выполнения определенного проекта в заданное время, в пределах бюджета и к удовлетворению заказчика.

Основными задачами курса являются:

-ознакомление с историей развития методов и подходов к управлению проектами;

-изучение теоретических основ управления проектами;

-изучение роли проектного менеджера на разных этапах жизненного цикла проекта;

-изучение организационных форм проектов и методами их управления и оптимизации;

-изучение инструментов планирования проекта и контроля его исполнения.


Цель изучения дисциплины «Регулирование и функционирование ОЭЗ» -   формирование у студентов целостного представления о особых экономических зонах, раскрыть механизм и специфику их практического действия, показать их роль и значимость в решении социально-экономических национальных проблем;  формирование у студентов необходимой теоретико-методологической основы феномена «особая экономическая зона» в мировых хозяйственных связях; обобщить мировой опыт их создания и функционирования в странах с различным уровнем экономического развития; на основании критического анализа мировой и отечественной практики применения усвоения и должное применение студентами полученных знаний в практической деятельности.




Цель дисциплины – формирование знаний и навыков по экономике качества, что позволит студентам базируясь на знании ключевых категорий этой науки получить необходимые теоретические знания в области современного управления качеством и затратами на его обеспечение с использованием законодательных и нормативных документов в области качества и международных стандартов ISO 9000. Использование процессного подхода при коренном повышении качества продукции и услуг с рассматривается как одна из ключевых экономических и управленческих задач организаций.

Задачами дисциплины являются:

·    рассмотреть основные понятия категории качество, положения американской, японской школ и отечественного подхода к экономике качества;  

·    изучить процессы жизненного цикла продукции в системе экономики качества; принципы и методы управления качеством;

·    продемонстрировать навыки управления основными видами затрат на качество с учетом требований и рекомендаций  международных стандартов серии ИСО 9000 по обеспечению качества процессов, продукции.


Программа Государственной итоговый аттестации (ГИА)  для бакалавров профиля "Экономика предприятия и предпринимательство" кафедры Национальной экономики

В данном курсе изучаются вопросы, связанные с ролью налогов на макроуровне, этапами формирования и структурой налоговой системы РФ, методами расчета налоговых платежей, особенностями режимов налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.

 

1. Цели и задачи дисциплины.

     - выработать целостное представление о функционировании налоговой системы страны, закономерностях и перспективах ее развития.

     Задачи курса:

-        освоение понятий сущности и основных элементов налогов, их роли в экономике государства;

-        создание комплексного представления о закономерностях функционирования налоговой системы;

-        понятие механизмов и принципов взимания налогов;

-        овладение навыками расчетов налоговых платежей;

-        изучение специальных режимов налогообложения;

-        освоение задач налогового планирования;

-        изучение налоговых систем зарубежных стран;

-        формирование целостного представления о налоговой политике.


Целью курса является изучение актуальных проблем управления инновационными процессами на предприятиях в условиях «экономики знаний». В настоящее время интеллектуальная стала одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности бизнеса, но её эффективное создание и использование требует комплексного изучения управленческих, финансовых и правовых вопросов. Для многих отечественных предприятий остро встал вопрос освоения новых рынков сбыта, создания конкурентоспособной продукции, повышения производительности труда, энерго- и ресурсосбережения и других направлений деятельности в основе которых лежат инновации. Явное отставание в инновационном развитии во многом обусловлено отсутствием системного понимания механизмов управления званиями и, в частности, объектами интеллектуальной собственности.

In this course we discuss basics of innovation process as well as different aspects of innovation activities of enterprises.

Целю дисциплины «Основы оценки бизнеса» является  ознакомление студентов с типовыми принципами и методиками оценки стоимости копаний и образующих её активов  в соответствие с действующими требованиями законодательства и бизнес-практикой. Для этого планируется решение следующих задач:

-    изучение базовых подходов к проведению оценки на основе подходов и принципов осуществления оценочной на основе доходного, рыночного и затратного подходов;

-    постановка задачи оценки и выбор соответствующих методик проведения оценки;

-    практическое осуществление оценки компании для решения различных бизнес-задач;

-    оценка основных активов кампании в том числе недвижимости, земли, машин и оборудования, объектов интеллектуальной собственности, финансовых и других активов.


Курс Прогнозирования на предприятия раскрывает методику и позволяет студентам получить практические навыки формирования прогнозов развития. В курсе подробно, на примерах, рассматривается использование трё подходов к получению прогнозов:

  • экспертные методы анализа данных и прогнозирования э(дельфи, ранговая корреляция, мозговая атака, метод парных сравнений янга, вопрос оценки согласованности экспертных мнений
  • статистические методы анализа данных (регрессионные модели) применяемые в маркетинге, логистике и др. сферах.
  • интеллектуальные методы анализа информации (Data mining)
В результате изучения курса студент сможет на профессиональном уровне выбирать метод прогнозирования, формировать прогнозы с учётом доверительных интервалов для различных бизнес-задач. Курс основан на широком использовании возможностей Excel.

В курсе «Бизнес-планирование на предприятии» рассматриваются актуальные проблемы разработки и интеграции системы корпоративных планов организации, обеспечивающих устойчивое развитие бизнеса. Наряду с организационными механизмами разработки  планов большое внимание уделяется практическим аспектам календарно-сетевого планирования, финансового моделирования, интеграции планов функциональных и проектных с бюджетом компании.  В курсе рассматриваются наиболее популярные методы  анализа информации о компании и прогнозирования,  которые  служат основой для составления перспективных планов. С учётом существующих методических рекомендаций и сложившейся деловой практики рассматривается порядок и базовые методики бизнес-планирования, выявляется специфика оценки экономической эффективности и финансовой реализуемости проектов различных типов. Программа курса позволяет в совершенстве овладеть инструментами моделирования бизнеса, методиками расчёта и обоснования эффективности инвестиций с применением ЭВМ и оформления результатов в виде бизнес-плана или иных отчётных форм. Анализируются специфика проведения инвестиционного анализа для различных целей с учётом отраслевых особенностей.




Учебная дисциплина «Оценка и управление предпринимательскими рисками»  предназначена для студентов, обучающихся по экономическим  и финансовым специальностям. Предприниматель всегда стремится к максимизации прибыли, а это требует новаторского подхода к обычным делам бизнеса. Предпринимателем становится тот бизнесмен, кто делает не совсем то, что делают остальные, и не совсем так, как это делают остальные бизнесмены. Инновационная деятельность образует зону неопределенности, которая, в свою очередь, с объективной необходимостью порождает риск. Уровень рисков возрастает, когда в стране происходят трансформационные процессы. В условиях пока еще несовершенной правовой среды, российский бизнес находится в поле значительной неопределенности и риска. Практика показывает, что условиях экономики «переходного периода» и, особенно, в нестабильной или пост кризисный период экономистам, финансистами и менеджерами требуются навыки владения, арсеналом методик управления различными видами предпринимательских рисков.


1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – обозначить для студентов роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в национальной экономике, его состав и структуру, систему управления. Обеспечить понимание студентами процесса организации хозяйственной деятельности предприятий в ТЭК, изучение экономических ресурсов предприятия, основополагающих инструментов его создания и функционирования, ознакомление с системой планирования и организационной структурой, экономическим механизмом предприятия: его производственной, научно-технической, инновационной, инвестиционной, сбытовой, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, анализ финансов предприятия и рассмотрение методов оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия в ТЭК.

Задачами дисциплины являются:

- сформировать понимание основных характеристик и структуры топливно-энергетического комплекса;

- классифицировать топливно-энергетические ресурсы и уметь дать им количественную оценку;

- изучить технологические основы производства и распределения ресурсов в ТЭК;

- изучать основы формирования себестоимости и ценообразования в ТЭК.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Экономика ТЭК» и управление относится к Дисциплинам по выбору студента Вариативной части Профессионального цикла (Б.3.В.20).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины:

·  способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

·  способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

·  владеет готовностью устанавливать и поддерживать с российскими деловыми партнерами толерантные профессионально-коммуникативные отношения, основанные на уважительном отношении к культурным, социальным, социально-политическим реалиям и ценностям российского общества, на знании норм и правил эффективного взаимодействия, принятых в российских профессионально-деловых сообществах (ОК-14).

Дисциплина «Экономика ТЭК» опирается на знания, полученные в процессе изучения дисциплин: «Бизнес-планирование на предприятии», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг».

Приобретенные при изучении данного курса знания, умения и навыки используются в дипломном проектировании, при организации научной деятельности студентов.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общепрофессиональные компетенции:

·  способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

·  способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

·  способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

Профессиональные компетенции:

Расчетно-экономическая деятельность:

·  способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

·  способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

· способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).

Организационно-управленческая деятельность:

·  способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9).

Профессионально-прикладные компетенции:

Расчетно-финансовая деятельность:

·  способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ППК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· характеристику современного состояния и проблем развития ТЭК;

· классификацию топливно-энергетических ресурсов, количественные и качественные характеристики основных видов традиционных и нетрадиционных ископаемых топливно-энергетических ресурсов.

Уметь:

· анализировать организационно-технологические и экономические особенности отраслей ТЭК.

Владеть:

· методиками расчетов себестоимости и ценообразования в ТЭК.

Цель дисциплины – формирование знаний и навыков по экономике труда, что позволит студентам базируясь на знании ключевых категорий экономики труда понимать функционирование рынков труда и вопросы социальной политики, компетентно участвовать в организации, нормировании и стимулировании труда, а также в организации его оплаты.

Задачи дисциплины:

·    рассмотреть основные понятия категории труда, спрос и предложение на труд, вопросы трудовой миграции и  трудовой мобильности, а также инвестиций в человеческий капитал;

·    изучить вопросы организации трудовой деятельности, производительности и нормирования труда, а также стимулирования труда работников;

·    продемонстрировать возможности оплаты труда как элемента организации труда, базируясь на нормативном регулировании и документальном оформлении оплаты труда, формировании и использовании фонда оплаты труда


Экономика НЕДВИЖИМОСТИ.

Тема 1. Объект недвижимости: сущность и основные признаки -0,5

    Отнесение материальных объектов к недвижимым
    Признаки объектов недвижимости
    Особенности объектов недвижимости
    Жизненный цикл объектов недвижимости
    Износ объектов недвижимости

Тема 2. Земля – базис в теории и практике недвижимости-0,5

    Сущность земельного участка как объекта недвижимости
    Целевое назначение земель в РФ
    Зонирование земель поселений. Городское пространство
    Государственный земельный кадастр
    Земельные отношения и землеустройство

Тема 3. Характеристики и классификации объектов недвижимости-0,5

    Системы классификаций объектов недвижимости
    Классификации жилых объектов недвижимости
    Классификация малоэтажных жилых комплексов и индивидуальных жилых строений
    Классификация коммерческих объектов недвижимости, приносящих доход
    Характеристика коммерческих объектов недвижимости, создающих условия для    получения прибыли

Тема 4. Особенности рынка недвижимости-0,5

    Сущность рынка недвижимости
    Субъекты рынка недвижимости
    Рынок недвижимости как интегрированная категория
    Инфраструктура рынка недвижимости
    Развитие отечественного рынка недвижимости

Тема 5. Государственное регулирование рынка недвижимости-0,5

    Плата за землю и налогообложение недвижимости
    Государственная регистрация прав на недвижимость
    Процедура государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней
    Законодательная основа имущественно-земельных отношений
   Программы экономического и социального развития на рынке жилой недвижимости

Тема 6. Предпринимательская деятельность на рынке недвижимости-0,5

    Профессиональные участники рынка недвижимости
    Развитие объектов недвижимости (девелопмент, ленд-девелопмент, редевелопмент)
    Содержание и основные направления риелтерской деятельности
    Регулирование риелторской деятельности
    Страхование на рынке недвижимости

Тема 7. Ипотечное кредитование объектов недвижимости-0,5

Кредит. Залог. Закладная
Ипотечный кредит

   Участники ипотечного кредитования
   Ипотечный рынок

Тема 8. Субъекты и источники инвестирования-0,5

    Инвестирование в объекты недвижимости
    Основные схемы жилищного инвестирования
    Паевые инвестиционные фонды недвижимости
    Фонды развития жилищного строительства

Тема 9. Комбинированное финансирование жилищного строительства

Финансирование за счет корпоративных заимствований и векселей
    Финансирование за счет привлеченных средств (долевое строительство)
    Накопительные и потребительские схемы
   Лизинг объектов недвижимости

 


Цель дисциплины – формирование у обучающихся способности творчески мыслить, самостоятельно выполнять научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать экономическую информацию.

Задачи дисциплины:

  • дать студентам представление об основах научного исследования;
  • обучить студентов базовым принципам и методам научного исследования;
  • научить студентов правильно оформлять результаты своих научных исследований.

Цели дисциплины: выработать целостное представление о закономерностях развития финансов хозяйствующих субъектов, теоретических основах и практических инструментах управления финансами организации, принципах и тенденциях формирования финансовых отношений субъектов экономики.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.

Дисциплина  «Финансы предприятия (фирмы)» относится к дисциплинам по выбору блока Б1.В.76  учебного плана.

В таблице № 1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций дисциплины в соответствии с матрицей компетенций ОП ВО.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·           основные понятия, категории и инструменты финансов, их сущность, механизм функционирования и роль в экономике;

·           экономическое содержание финансов организации, объективные условия их функционирования; значение и место в финансовой системе государства;

·           источники финансирования деятельности организаций, их преимущества и недостатки, способы и условия привлечения;

·           особенности финансирования внеоборотных активов и оборотных средств, движения собственного и заемного капиталов;

·           порядок формирования доходов организации и расходов, статьи направления расходов;

·           порядок формирования и распределения прибыли;

·           сущность, виды и инструменты финансового планирования и бюджетирования.

Уметь:

·           применять понятийный аппарат в профессиональной деятельности;

·           ориентироваться в нормативных документах, регулирующих деятельность предприятий и организаций;

·           разрабатывать финансовую стратегию организации;

·           правильно и обоснованно относить расходы по себестоимости продукции (работ, услуг);

·           формировать производственные и финансовые бюджеты организации;

·           анализировать результаты хозяйственной деятельности организации;

·           оценивать результативность инвестиционных проектов, выбирать наиболее эффективные формы финансирования инвестиционных решений.

Владеть:

·           понятийным аппаратом в области финансов;

·           навыками практической работы в области финансов на микроуровне;

·           навыками расчета прибыли и денежного потока организации;

·           навыками оптимизации структуры затрат, расчета себестоимости и ее планирования.


Цели дисциплины: выработать целостное представление о закономерностях развития различных форм предпринимательства, роли государства в регулировании предпринимательской деятельности, роли кредитных инструментов в деятельности предпринимательских структур, финансах хозяйствующих субъектов, теоретических основах и практических инструментах управления финансами организации, принципах и тенденциях формирования финансовых отношений субъектов экономики.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.

Дисциплина  «Государственное регулирование и финансово-кредитное обеспечение предпринимательской деятельности» относится к дисциплинам по выбору блока Б1.В.77  учебного плана.

В таблице № 1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций дисциплины в соответствии с матрицей компетенций ОП ВО.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·           содержание и виды современного предпринимательства;

·           организационно-правовые формы предпринимательства;

·           сущность предпринимательской среды;

·           роль государства в регулировании деятельности предпринимательских структур;

·           алгоритм создания собственного бизнеса;

·           бизнес-планирование в предпринимательской деятельности;

·           основные понятия, категории и инструменты финансов и кредита, их сущность, механизм функционирования и роль в экономике;

·           экономическое содержание кредитных операций, финансов организации, объективные условия их функционирования; значение и место в финансовой системе государства;

·           источники финансирования деятельности предпринимательской деятельности, их преимущества и недостатки, способы и условия привлечения;

·           особенности финансирования внеоборотных активов и оборотных средств, движения собственного и заемного капиталов;

·           порядок формирования доходов организации и расходов, статьи направления расходов;

·           порядок формирования и распределения прибыли;

·           сущность, виды и инструменты финансового планирования и бюджетирования;

·           правила и принципы взаимоотношений с банковскими институтами и налоговыми органами.

Уметь:

·           применять понятийный аппарат в профессиональной деятельности;

·           ориентироваться в нормативных документах, регулирующих деятельность предпринимательских структур;

·           разрабатывать финансовую предпринимательских структур;

·           правильно и обоснованно относить расходы по себестоимости продукции (работ, услуг);

·           формировать производственные и финансовые бюджеты организации;

·           анализировать результаты хозяйственной деятельности предпринимательских структур;

·           оценивать результативность инвестиционных проектов, выбирать наиболее эффективные формы финансирования инвестиционных решений предпринимательских структур;

·           оценивать кредитоспособность организации и платежи по кредитам в зависимости от видов кредита;

·           разрабатывать бизнес-план предпринимательских структур.

Владеть:

·           понятийным аппаратом в области кредита и финансов;

·           навыками практической работы в области финансов на микроуровне;

·           навыками расчета платежей по кредиту, прибыли и денежного потока организации, показателей оценки результативности деятельности предпринимательских структур;

·           навыками оптимизации структуры затрат, расчета себестоимости и ее планирования.