Цель учебной дисциплины «Политическое проектирование» заключается в получении обучающимися теоретических знаний о теории и прикладных технологиях создания политических проектов, как этапа комплексной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в политической сфере: приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для их профессиональной деятельности, расширение их профессионального кругозора, развитие у будущих профессиональных политологов способности к системному анализу и осмыслению процессов развития политических процессов, пониманию целостности и своеобразия политической обстановки, выявлению логики текущих политических событий, их адекватной компетентной оценке на основе глубокого и всестороннего изучения особенностей, специфики проектирования и управления в мировой и российской политике.



Целями учебной дисциплины  являются ознакомление студентов с основными принципами и понятиями, описывающими психологические аспекты в сфере политики, формирование у них представлений о сущности и содержании психологической природы политики, роли и основных функциях политической психологии; выработка навыков психологического анализа политических явлений.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение теоретико-методологических основ политической психологии; основных содержания психологического подхода к политическим процессам и анализу политических явлений;

- овладение навыками психологического анализа политических феноменов, критической  оценки публикаций в массовой печати, аналитических   и  научных материалов по данной тематике.


Задачи изучения дисциплины:

  • усвоение знаний о сущности, структуре и видах научно-исследовательской работы;
  • формирование представлений о содержаниях, особенностях развития научных исследований в области политической науки;
  • развитие тех или иных навыков научно-исследовательской деятельности;
  • углубление представлений о работе с различными источниками, в том числе, с интернет-сайтами, обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность.
  • обучить навыкам написания выпускной квалификационной работы;
  • научить самостоятельно анализировать источники и литературу, необходимые для написания выпускной квалификационной работы.

Курс высшей математики предполагает освоение следующего материала:

Понятие функции. Определение предела функции. Непрерывность функции.

Производная и ее свойства. Ее геометрический смысл. Таблица производных. Производная суммы, произведения, частного. Производная сложной функции. Исследование функций и построение графиков. Функции нескольких переменных. Частные производные. Исследование функций на экстремум.

 Первообразная. Определенные и неопределенные интегралы. Формула Ньютона-Лейбница. Приложения определенного интеграла.

Дифференциальные уравнения. Основные методы решения различных типов дифференциальных уравнений 1-ого и 2-ого порядка. Примеры дифференциальных уравнений.


Дисциплина "Экология" является обязательным компонентом учебного плана специальности Политология. Включает следующие темы: организмы и среда, лимитирующие факторы; динамика популяций, сообщества, формы биологических отношений в сообществах; структура и функционирование экосистемы; основные типы экосистем и их динамика; биосфера; основные виды антропогенного воздействия на экосистемы.

Данный курс является базовым для подготовки специалистов-политологов, в основе которого лежит в теоретические знания в области политической науки.  

Целью курса является получение студентом знаний и представлений об институциональных (связанных с политическими институтами – государством и общественно-политическими институтами), неинституциональных (политическое сознание, политическая идеология, политическая психология, политическая культура, политические коммуникации), а также страфикационных (политические элиты, политические лидеры, социальные группы как субъекты политики) аспектах политики, а также развитие аналитических способностей для анализа политических институтов и процессов.


Ряд сюжетов и материалов ( номер лекции, НАЗВАНИЕ КУРСА), посвященных использованию методологии подготовлен в рамках гранта РФФИ и ЭИСИ, проект № 19-011-31713 «Религия в современной России: от социальной роли к политическим смыслам» Subject and material (4 lectures, Statistical Analysis for Political Science), dedicated to the usage of the methodology prepared within the frame of the grant RFFI and EISI, project № 19-011-31713 «Religion in Contemporary Russia: from the Social Role to the Political Thought»

Курс читается по выбору

Практикаэто неотъемлемый компонент подготовки студентов-политологов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Практика является важнейшей частью учебного процесса и включается в учебные планы всех уровней высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС). Цель преддипломной (производственной) практики - закрепление и углубление теоретической подготовки бакалавров 4-го курса, приобретение ими практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности; углубление знаний в использовании основных принципов политологического исследования и расширение их представления об изучении широкого спектра различных научно-исследовательских направлений, ведущихся в отечественной и западной политологии.


Практикаэто неотъемлемый компонент подготовки студентов-политологов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Практика является важнейшей частью учебного процесса и включается в учебные планы всех уровней высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС). Педагогическая практика меет своей целью формирование у студентов педагогических умений и навыков организации учебно-воспитательной работы. Задачи: закрепить и расширить психолого-педагогические знания студентов; включить студентов в выполнение различных видов профессионально-педагогической деятельности учителя: учебную (проведение уроков и внеурочных занятий по предмету); воспитательную (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися класса); методическую (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей).

Данный курс является базовым курсом в изучении экономических дисциплин. Она предваряет более подробное изучение теоретических аспектов функционирования экономики и способствует формированию экономического мировоззрения. Цель курса – начать изучение таких фундаментальных экономических категорий как труд, товар, деньги, занятость, инфляция. Совокупный общественный продукт и др. Дисциплина строится на изложении различных концептуальных подходов к основным экономическим проблемам.  

Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с классическим периодом в истории мировой философии (т.е. от возникновения философии в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции в 8-6 вв. до н.э. до периода немецкой классической философии включительно), анализ важнейших концепций классической философии через знакомство с текстами первоисточников, а также по учебным пособиям и в рамках лекционного курса.


Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) вызван к жизни обострившимися противоречиями на международной арене и ситуацией нестабильности в некоторых регионах страны, происками  антироссийских радикальных кругов в информационном пространстве. Как отметил в своём выступлении В.В. Путин: «Во всех своих проявлениях экстремизм имеет агрессивный, подстрекательский, а нередко насильственный характер, связанный с террором… Экстремизм используется как инструмент геополитики и передела сферы влиния очень часто. Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых «цветных революций», какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты подспудного, а иногда и грубого,  как у нас говорят,  «ломового»  внешнего вмешательства в жизнь. Для нас это урок и предупреждение, и мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы подобное никогда не случилось в Роccии».

При этом глава государства, детализируя цели и задачи текущего момента, подчеркнул: «Мы должны последовательно, глубоко и настойчиво заниматься профилактикой экстремизма, искоренять даже предпосылки для его проявления, своевременно выявлять причины, способные  спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве… В этой  многоплановой, сложной работе должны активно участвовать… заинтересованные министерства, все уровни власти, система образования…»1.

УМК разрабатывался как социальный заказ общества. C учётом текущих и перспективных образовательных и воспитательных задач  высшей школы. Цель новой дисциплины ‒ познакомить студентов РУДН  с системным характером угроз, которые несут социуму чуждая воинственная идеология  и практика проводников радикализма. Раскрыть основные направления  политики России  в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.



1 Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Совета Безопасности России. См.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/transcripts.

 




Учебный курс "Коррупция, как фактор современной политики" нацелена на формирование у студентов представлений, знаний о содержании проблемы коррупции в российском  и международном контексте, теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, анализу способов и моделированию стратегий направленных на противодействие коррупции.

Целью реализации программы является обновление и систематизация знаний в области противодействия коррупции и совершенствование учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ по вопросам противодействия коррупции.

Учебный курс «Проблемы террора в политике» ставит целью:

- сформировать представление о сущности проблемы террора, разновидностях террора, роли террора в истории и в современной политике;

–  дать представление об идеологии и программе террора, основных целях и лозунгах террористических организаций в прошлом и на современном этапе;

- выделить основные этапы деятельности террористических организаций в России и в зарубежных странах, показать общее и специфичное в их преступной деятельности:

- показать историческую обреченность террора в политике, осветить международный опыт противодействия террору, познакомить студентов с основными законодательными актами и международными соглашениями, координирующими усилия различных стран в борьбе с международным терроризмом;

В соответствии с требованиями государственного образовательного  стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, владение навыками анализа современной политической жизни.


Программа, расссчитана на бакалавров политологии, дает общее представление об актуальных проблемах современной российской политики, дает обзор основных этапов новейшей истории России в начале XXI века, вызовах и стратегиях России в условиях глобального, многополярного мира, проблем социальной и политической модернизации. Давая общее представление об основных парадигмах современного гуманитарного знания, программа особое внимание уделяет роли образования в политической социализации, культурной дипломатии и развитии человеческого капитала нашей страны. Также в программе рассматривается понятие и основные направления политики исторической памяти, мотивы попыток ревизии истории для легитимации изменения сложившегося миропорядка и важность аналитического подхода в процессе патриотического воспитания молодежи. В курсе даются основные понятия о России как об уникальной цивилизации, в основе которой лежит межконфессиональный диалог и специфические нравственные и политические ценности сильной государственности, социальной справедливости и политического и единства.


Цель и задачи дисциплины:

Целями учебной дисциплины "Международные отношения и мировая политика" являются получение студентами базовых и комплексных представлений о мировой политике и международных отношениях, практике, методах изучения, формирование системного представления об основных этапах развития системы международных отношений и ее современном состоянии, локальных политических проблемах пространственного взаимодействия современных государств в условиях глобализации.

Задачи изучения дисциплины:

усвоение теоретико-методологических основ мировой политики и международных явлений и процессов; основных моделей современных политических практик в области международных отношений; технологий политических процессов мирового развития; природы и роли мировой политики и глобальных явлений; глобальных проблем современности и их политические аспекты, геополитических направлений и концепций развития стран мира.

-

-

Цель и задачи дисциплины:

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки  в области международных отношений и мировой политики для их дальнейшего использования в рамках  выбранной образовательной программы.

Задачи курса:

- изучить основные теоретические школы и направления международных отношений и мировой политики;

- раскрыть влияние современных глобальных проблем современности на формирование различных парадигм, методологических подходов и теорий международных отношений и мировой политики;

- усвоить основное содержание международных отношений и мировой политики, международного субъекта, международного противоборства, международного контроля, международного пространства, мирового порядка, международного фактора, структуры мира, международного положения государства, международной обстановки, международных процессов;

- овладеть навыками оценки современных мировых политических аспектов, проблем международной безопасности.


Цели и задачи дисциплины. Целями учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности: методика подготовки научного исследования» являются: развитие и практическое закрепление знаний, полученных при изучении базовых политологических дисциплин; развитие и накопление специальных профессиональных навыков в научно-исследовательской работе, изучение нормативно-правовых документов политической сферы общества и политических отношений в России и других странах; участие в научно-исследовательской деятельности кафедры, факультета, университета; сбор необходимых материалов для подготовки выпускной квалификационной работы; подготовка студентов к предстоящей защите выпускной квалификационной работы.

Курс ориентирован на формирование у студентов представления об особенностях, концепциях и понятийном аппарате политической социологии; поскольку дисциплина исторически сформировалась в результате взаимопроникновения социологии и политической науки, ее методы оказываются непосредственно связанными с понятийным аппаратом обеих названных дисциплин (что также более подробно раскрывается в процессе курса).   Задачи курса заключаются в том, чтобы сориентировать учащихся в проблемном поле политической социологии, как на теоретическом уровне, так и в области конкретных политических явлений и процессов прошлого и современности как в России, так и в мировом сообществе в целом.

Дисциплина направлена на формирование у студентов системы знаний о структуре и основах функционирования системы государственного управления и власти в России. Для освоения курса студенты должны обладать теоретическими знаниями о публичной, государственной и политической сфере общественной жизни, умением логически мыслить и анализировать информацию, обладать навыками работы с литературой, подготовки устных сообщений и письменных работ.


 Цель и задачи дисциплины:

Цель курса: приобретение студентами базовых знаний в области политических систем стран постсоветского пространства, изучение основных теоретических школ и направлений, чтобы студенты усвоили их взаимосвязь и противоборство, овладели навыками истолкования и оценки соответствующих текстов; формирование профессионального сознания будущего политолога, уверенности в возможности практического решения политологических и управленческих задач.

Задачи курса:

- проанализировать основные теоретические школы и направления изучения политических систем стран постсоветского пространства;

- раскрыть влияние современных факторов мировой политики на формирование политических систем стран постсоветского пространства;

- усвоить основное содержание теоретических концепций развития политических систем стран постсоветского пространства; 

- овладеть навыками истолкования и оценки современного развития политических систем. 


Цель и задачи дисциплины:

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки  в области современных геополитических исследований для их дальнейшего использования в рамках  выбранной образовательной программы.

Задачи курса:

- изучить основные теоретические школы и направления геополитики и геоглобалистики;

- раскрыть влияние современных глобальных проблем  на формирование различных геополитических парадигм, методологических подходов и теорий;

- усвоить основное содержание геополитики, геополитического субъекта, геополитического противоборства, геополитического контроля, геополитического пространства государства, геополитического фактора, геополитической структуры мира, геополитического положения государства, геополитической обстановки, геополитических процессов;

- овладеть навыками оценки современных политических аспектов геоглобалистики, геополитики и проблем глобальной безопасности.


Сегодня в современных российских политических реалиях с новой силой встает вопрос об актуализации политических технологий. Российская политическая наука активно ведет поиск прикладной проблематики, продолжая намечать сферы приложения современных политических технологий, которые призваны встроить политологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного знания в политическую практику.

В блок актуальных политических технологий входит и политическая реклама. Политическая реклама – это политическая технология, необходимый компонент политического рынка. Технологически ориентированные знания, способы и методы в политике стали первостепенными, самостоятельными и самодостаточными. Этому способствует сформировавшийся спектр консалтинговых, информационно-аналитических и PR-структур, а также деятельность политических PR-менеджеров, политконсультантов, политтехнологов, имиджмейкеров на разных уровнях политической системы реализующих рекламные и PR-технологии.

Политическая реклама встраивается в информационное поле, генерируемое формами общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.), средствами массовой информации и коммуникации, сферой межличностной и специальной коммуникации. Специалистам-политологам, реализующим долгосрочные и краткосрочные цели политических акторов в политических процессах, необходимо четко понимать место технологий политической рекламы в этом информационном пространстве, а также постигать специфику и владеть этого рода коммуникативной деятельности.


«Дипломатия — это наука о международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений — министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведение в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача — защита интересов государства и его граждан»

Цель и задачи курса – дать представления о теоретических и практических аспектах ведения переговоров отработать основные навыки по ведению переговоров. Курс в значительной степени ориентирован на прикладной характер и предусматривает широкое использование игровых моделей. Основными задачами курса являются: - раскрыт понятий дипломатии и дипломатической службы, их целей и задач, выявит соотношения  понятия «международные отношения» и «внешняя политика»; - рассмотреть истории возникновения и процесс эволюции дипломатии и профессиональной дипломатической службы, их места и роли в современных международных отношениях; - формировать профессиональных компетенций, необходимых в дипломатической деятельности; - получить представление об основных видах и особенностях  дипломатического протокола, о месте протокольной службы в практическом осуществлении внешней политики страны; - владеть методами сбора и анализа информации, ведения переговоров и переписки; - правильно использовать дипломатические термины и понятия.


Основная цель освоения дисциплины «Электронное правительство и электронная демократия» заключаются в том, чтобы рассмотреть основные понятия и концепты электронного правительства и электронной демократии, изучить их структуру, основной функционал, направления развития, коснуться вопросов реализации функции оказания государственных услуг в электронном виде, возможностей построения на основе технологий электронной демократии открытого, подотчетного и отзывчивого для граждан государства.

Общими задачами дисциплины являются:

Изучить: концептуальные основы электронного правительства и электронной демократии; возможности и область применения технологий электронного правительства структуру и архитектуру электронного правительства; специфику инструментария электронной демократии.

Уметь: работать с электронными порталами; использовать электронные сервисы.

Овладеть: технологиями электронного правительства и знанием  условий предоставления государственных услуг и их реализации в электронной форме;  способами получения услуг, оказываемых в электроннном виде; инструментами электронной демократи, функционалом порталов электронного правительства и электронной демократии.

Курс разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут студентам сформировать целостное представление о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Общая трудоемкость курса - 3 ЗЕ (108 ак. часов). Язык курса - русский.


Целями учебной дисциплины «Социально – политические стратегии и технологии в местном самоуправлении» являются освоение студентами научно – теоретических и практических проблем одного из самых актуальных на сегодняшний день направления политической науки - изучение вопросов местного самоуправления, как в Российской Федерации в целом, так и в одном из самых специфичных ее регионов, городе федерального значения – Москве.

Задачи изучения дисциплины:

- дать основные понятия и определения,

- изучить процессы становления и развития местного самоуправления в мировой практике в целом, и в Российской Федерации в частности,

- рассмотреть существующие модели организации местного самоуправления,

- раскрыть процессы организации согласования выработки решений институтов государственной власти и органов местного самоуправления в интересах местного сообщества,

- определить цели и задачи органов местного самоуправления в динамике развития политической системы Российской Федерации, методы и способы достижения указанных целей в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Количество часов - 108

Язык курса - русский

Цели и задачи дисциплины: Целями учебной дисциплины «Расширение мегаполиса: положительный и отрицательный опыт» являются освоение студентами теоретических и практических знаний связанных с вопросами расширения мегаполисов в мире, а также в  городе федерального значения – Москве. Курс нацелен на изучение политико-правового статуса органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом специфики присоединения к городу Москве новых территорий.

Задачи изучения дисциплины:

- изучить механизмы возможных путей расширения границ города Федерального значения Москвы,

- обозначить развитие структур органов государственной власти и институтов местного самоуправления на вновь присоединенных территориях,

- рассмотреть существующие модели организации местного самоуправления в Москве с учетом специфики их деятельности  во вновь присоединенных к городу муниципальных образованиях,

- определить цели и задачи институтов государственной власти и органов местного самоуправления в динамике развития политической системы Российской Федерации, методы и способы достижения указанных целей в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Количество часов: 108

Язык курса – русский

 

Цели и задачи дисциплины: Целями учебной дисциплины «Современные избирательные системы и избирательный процесс» являются освоение студентами теоретических и практических знаний о свободных демократических выборах и об избирательном процессе. Курс нацелен на изучение политико-правового статуса участников избирательного процесса,  влияния избирательных технологий на указанный вид политической деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

- дать основные понятия и определения,

- изучить основные стадии избирательного процесса, характеристики его субъектов и влиянии на них избирательных технологий,

- раскрыть сущность избирательной системы как политико-правовой категории, ее взаимосвязь с формой правления в государстве и воздействие на развитие многопартийности,

- определить существующие виды избирательных систем, особенности их разновидностей, влияние методов распределения депутатских мандатов на итоги голосования.                                                                                      

Количество часов – 108

Язык курса – русский

Данный курс рассчитан на студентов 3-го-4-го курса специальностей "Политология", "Международные отношения", "Зарубежное регионоведение". 

Основная цель курса - дать представление учащимся о влиянии энергетики на современные глобальные экономические и политические процессы, особенностях формирования энергетической политики ряда государств, а также специфике взаимодействия между различными странами на основе механизмов энергетической дипломатии. В рамках курса рассматриваются как теоретические  (экономические и политические теории), так и практические аспекты функционирования  современной глобальной энергетики. 

В рамках курса предусмотрено выполнение практического задания (аналитического исследования - research), которое позволяет студентам соединить полученные  теоретические знания и практические навыки. 

Курс носит характер bilingual: преподование в рамках него осуществляется как на русском, так и английском языках.    

Цели: 

Данный курс является базовым для подготовки специалистов-политологов, в основе которого лежит в теоретические знания в области политической науки.  Целью курса является получение студентом знаний и представлений об институциональных (связанных с политическими институтами – государством и общественно-политическими институтами), неинституциональных (политическое сознание, политическая идеология, политическая психология, политическая культура, политические коммуникации), а также страфикационных (политические элиты, политические лидеры, социальные группы как субъекты политики) аспектах политики, а также развитие аналитических способностей для анализа политических институтов и процессов.


Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам знания о конституционных и законодательных основах, полномочиях, правах и обязанностях, порядке формирования и практической деятельности органов государственной власти и управления России на современном этапе.

Задача дисциплины состоит в том, чтобы студенты изучили проблемы и тенденции в деятельности органов государственной власти и управления России, их реальные взаимоотношения и взаимодействия в контексте конституционных принципов разделения властей и федерализма, характер и специфику действующего государственного режима.



Данный курс является междисциплинарным, объединяющим знания по политическим наукам, психологии, теории и истории международных отношений, всеобщей истории, философии политики.

Целью курса является изучение идей и идеологий гражданского общества; традиций и преемственности гражданской культуры в России; практической деятельности современных структур и организаций гражданского общества в России, зарубежных негосударственных организаций. Основное предназначение курса – освоение информационно-аналитических навыков, развитие дискуссионной практики, углубление гражданского мировоззрения и приобретение практических знаний и навыков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

-  выявить роль и место  информационно-аналитической работы в современном  политическом процессе;

-  освоить основные формы и методы организации сбора, переработки, хранения информации и её анализа в интересах эффективного политического управления в  РФ;

- анализировать взаимодействие основных субъектов политики в информационном пространстве РФ и мира;

- овладеть методикой организации политических  кампаний в СМИ в условиях массированных информационных атак и проявления кибертерроризма;

- освоить основные формы применения данных информационно-политического анализа для отстаивания национальных интересов в условиях глобального информационного противодействия.


1.     1.Цель изучения дисциплины«История политики и политических учений» - знание обучаемыми основных этапов политической истории и эволюции политической мысли, включая понимание ими сущности политического процесса в различные периоды, становление политических теорий, исторических подходов и концепций к политической власти, а также экономических, цивилизационных и социокультурных факторов, под воздействием которых формировались те или иные политические теории.

Изучение учебной дисциплины «История политики и политических учений» важно для формирования профессионального сознания будущего политолога, формирования у понимания теоретических оснований политического процесса.

Знание эволюции политических идей, школ, подходов и отдельных концепций, помогает осознать специфику современной политики как на страновом, так и на региональном и глобальном уровнях и развивает у будущих профессионалов стремление применять полученные знания на практике

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов базовые знания в области мировой политики и международных отношений в сфере основных теоретических школ и их направлений.

Задачи курса:

- изучить основные теоретические школы и направления международных отношений и мировой политики;

- раскрыть влияние современных факторов мировой политики на формирование различных парадигм, методологических подходов и теорий современных международных отношений;

- усвоить основное содержание теоретических концепций  

 

Целью курса «Москва как политический центр» является изучение студентами вопросов политико-правового статуса Москвы как столицы, субъекта (города федерального значения) Российской Федерации и административно-территориального устройства города. Рассмотрение Москвы как субъекта РФ позволяет на конкретном примере показать политико-правовой статус субъекта Российской Федерации как такового и проблемы российского федерализма в целом, что качественно расширяет диапазон применения полученных знаний. Изучение в рамках дисциплины основ административно-территориального устройства г.Москвы и деятельности муниципальных образований города способствует более глубокому пониманию студентами природы такого важнейшего института, как местное самоуправление, закрепленного в Конституции Российской Федерации и являющегося, согласно Европейской хартии, «одной из главных основ любого демократического строя». Курс призван способствовать дальнейшему формированию у студентов-политологов целостной картины функционирующего в России сложного механизма современного демократического государства на всех его уровнях (федеральный – региональный – местный).

Особенностью учебной дисциплины является высокая насыщенность юридическим материалом, что позволяет решить целый ряд учебно-методических задач:

  • изучение студентами-политологами природы законов как основного средства институционализации, т.е. правового и организационного закрепления общественно-политических отношений;
  • формирование представления о политологии как междисциплинарной науке;
  •  повышение общего уровня юридической грамотности студентов-политологов, овладение ими навыками работы со специфическими юридическими текстами.

В рамках курса предусматриваются разнообразные формы организации аудиторной и внеаудиторной работы, включая игровые (дебаты студентов в роли депутатов по актуальным проблемам жизни города), посещение заседаний Московской городской думы и другие. Такие занятия позволяют развивать у будущих профессионалов стремление применять полученные знания на практике.

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Необходимость изучения данного курса для студентов специальности «Политология» обусловлена тесной взаимосвязью базовых теоретических знаний в сфере политических наук с правовой регламентацией политической активности, с необходимостью понимания основных закономерностей правового регулирования политической сферы общественных отношений, правовых основ функционирования государственного механизма и механизма правового регулирования.

В процессе изучения материала студенты должны усвоить основные правовые понятия и юридические конструкции, взаимосвязь между правовыми явлениями, научиться соотносить теоретические знания, полученные при изучении данного курса, с материалом, который впоследствии будет преподаваться им в рамках учебных дисциплин профессионального цикла, а также с практическими потребностями политической сферы общественных отношений.

Основной целью учебного курса является овладение студентами категориально-понятийными основами профессионального мышления, усвоение системы понятий и положений правовой науки и практики, политических аспектов права и взаимосвязей политики и права.

В результате освоения учебной дисциплины у студентов предполагается сформировать способность применять полученные знания для квалифицированного анализа закономерностей развития государства и права.

Содержание курса продиктовано стремлением сформировать у студентов представления об основных понятиях теории государства и права, особенностях взаимного влияния и взаимодействия правовых и политических явлений и процессов, раскрыть основы важнейших политико-правовых институтов.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла; для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями, навыками и компетенциями, сформированными при изучении следующих дисциплин: обществознание, история России.


Основная цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами совокупностью знаний о взаимозависимости и взаимосвязи политических и правовых процессов.

Задачи изучения дисциплины

       Дать политологу знания, умения, навыки в области политико-правовых процессов, необходимые современному политику, государственному и муниципальному служащему, исследователю политических процессов, преподавателю политологии.

       Реализация дисциплины предполагает последовательное решение следующих задач:

       Определение роли и места политико-правовых процессов в современной политике; освоение понятийно-категориального аппарата учебной дисциплины; знание классических и  современных политико-правовых научных трудов; овладение методами и методологий политико-правовой экспертизы

Цели и задачи курса:


 –  освоить основные теоретические концепты политических коммуникаций в  контексте  организации диалога власти и общества;

–   выявить роль и место политических коммуникаций в современном политическом  процессе;

‒    освоить основные формы и методы анализа политического дискурса в    контексте

      становления гражданского общества;

‒ научиться анализировать взаимодействие основных субъектов политики в     информационном пространстве РФ и мира;

‒ овладеть методикой организации политических  коммуникаций в условиях жизнедеятельности информационного общества.


Цели и задачи дисциплины: дать студентам основы знаний о сущности  различных политических конфликтов, причинах, источниках и особенностях их возникновения, способах  их предотвращения и урегулирования.

Рассмотреть основные теоретические концепции  социального конфликта, дать типологию политических конфликтов, рассмотреть причины их возникновения,  основные принципы и способы их урегулирования, а также охарактеризовать особенности основных политических конфликтов в постсоветском пространстве и  других странах Запада и Востока в условиях глобализации. Изучить международный опыт урегулирования политических кризисов.

 

Цели и задачи дисциплины: Программа курса «Политическая регионалистика» посвящена одному из направлений регионалистики, изучающему закономерности политического функционирования территориальных общностей, территориально-политическую организацию общества и государства, политико-правовой статус территориальных единиц (субъектов) Российской Федерации, порядок формирования институтов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принципы взаимодействия институтов власти субъектов Федерации с органами власти государства в целом, политические перспективы развития современных федеральных округов и федеративных отношений в условиях многонациональной России, состояние регионального сотрудничества в рамках СНГ и перспективы Союза Белоруссии и России, а также международный опыт регионального развития.

Дать основные понятия,  раскрыть политико-правовой статус территориальных единиц (субъектов) Российской Федерации, рассмотреть порядок формирования институтов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; раскрыть принципы взаимодействия институтов власти субъектов Федерации с органами власти государства в целом, политические перспективы развития современных федеральных округов и федеративных отношений в условиях многонациональной России, а также  состояние регионального сотрудничества в рамках СНГ и перспективы Союза Белоруссии и России, международный опыт регионального развития.

 


Вопросы морали и нравственности не являются чуждыми для политики. Они необходимы для мобилизации масс, для консолидации демократии, для подготовки политических лидеров, для построения более совершенного общества. Нравственное измерение политики, ценности и идеалы, мотивы и ориентации политических лидеров, идейные течения – всем этим занимается отдельная дисциплина, являющаяся неотъемлемой частью политической философии: политическая этика. Целью данного курса является познакомить учащихся с многомерным измерением политической этики. Курс включает в себя терминологический аппарат и обширную библиографию.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

 – изучение основных этических и ценностных систем их, определение их влияния на политику и политическое поведение,

- рассмотрение основных «больных» морально-этических вопросов политики, и общественной жизни, 

- определение места нормативной сферы в современной политике,

- выявление ценностных оснований современной мировой политики,

-знакомство учащихся с классическими научными работами и концепциями по предмету.


       В курсе рассматривается взаимосвязь этических теорий с политикой, показывается, что каждая этическая теория – это руководство к действию для политика, политическая программа.

      Курс включает в себя историю политической этики: рассматриваются политические доктрины древней Греции, - Аристотеля, Платона, стоическая философия Марка Аврелия; влияние реформации в Германии на политические воззрения XVIXVII вв., политическая этика Нового времени – теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк); марксистская социальная философия и место политики в социальном устройстве; взгляды российских философов XIX-XX вв. на политическую этику и долг политика; идеи анархизма, политическая этика в современном мире.

     Отдельно рассматривается демократия и принципы, на которых она базируется; эгалитаризм, милитаризм, терроризм – государственный и политический.

По итогам курса студенты должны знать не только этические теории и их взаимосвязь с политикой и политическими программами, но и уметь видеть за событиями и фактами политической жизни России и мира использование конкретных идей, теорий и технологий, понимать социальные и идейные последствия применения этих идей и теорий.

     Учебный курс «Политические партии в России» ставит целью:

- сформировать представление о сущности политических партий, основных способах их классификации, роли месте политических партий в политической жизни различных стран и в России

–  дать развернутое представление о формировании политических партий в России с момента их возникновения по настоящее время

- показать специфику партийного строительства, особенности функционирования политических партий на разных этапах истории России

- познакомить студентов с историей основных политических партий дореволюционной России от анархистов до черносотенцев, указать, интересы каких социальных слоев они защищали, познакомить с тактикой партий на различных исторических этапах, дать политические портреты лидеров основных политических партий дореволюционной России.  

-познакомить с основными этапами истории РСДРП (б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС , показать процесс превращения этой партии из подпольной организацию в правящую партию, показать процесс превращения многопартийной системы в однопартийную, характеристику партии-государства.

- выявить основные этапы и закономерности возрождения многопартийной системы В Российской Федерации, дать представление об основных зарегистрированных и незарегистрированных политических партиях и движениях современной России, их социальной ориентации и программных требованиях, развить у будущих политологов навыков сравнительного анализа партийных программ, их соответствия реальной политике партий.

В соответствии с требованиями государственного образовательного  стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение основных этапов и характеристик политической истории России, особенностей исторических традиций в политическом развитии России, владение навыками анализа современной политической жизни.


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о теоретических источниках и методах моделирования в сфере политических отношений, о связях между  теоретическими основаниями и практическими методами анализа и прогнозирования  политических процессов.

Задачи курса:

      изучение понятийно-категориального аппарата и основ моделирования в социально-политической сфере;

      изучение методов моделирования социально-политических процессов;

      освоение компьютерных моделей социально-политической сферы


«Политический анализ и прогнозирование» относится к дисциплинам профессионального цикла в его вариативной части. Предметная область политического анализа накладывает свой отпечаток на применяемые концепции, являясь системным взглядом на политику и управление.

В курсе изложены основные концептуальные и методологические подходы политического анализа и прогнозирования, понятийно-категориальный аппарат, выделяются центральные темы, которые были очерчены в ставших классическими работах по политическому анализу и прогнозированию.

С точки зрения используемых методов анализа данная дисциплина связана с дисциплинами политологического цикла,  для успешного освоения курса требуются общие знания по соответствующим разделам философии и методологии науки, управления и менеджмента.


Цели и задачи дисциплины: Целями учебной дисциплины «Политический менеджмент: понятийный аппарат, теории и концепты» являются получение слушателями теоретических знаний и практических навыков в области современных политологических исследований для их дальнейшего использования в рамках выбранной образовательной программы.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование представлений о политическом менеджменте, его сути и роли в современном обществе;

- понимание характеристик основных видов политического управления и специфике научного знания о нем;

- овладение теоретическими и эмпирическими методами политического менеджмента, представление о политической кампании как виде управленческих отношений и мотивации политического действия;

- освоение основных задач управления мотивационными действиями и коммуникационными процессами в политических кампаниях;

- получение навыков самостоятельной оценки политической ситуации и принятию политико-управленческих решений, адекватных ситуации.

Количество часов: 108

Язык курса – русский


Курс рассчитан на студентов-бакалавров гуманитарных специальностей ("Политические науки", "Государственное и муниципальное управление", "Международные отношения", "Зарубежное регионоведение", "Социология"). 

Основная цель курса - дать представление об особенностях политического менеджмента (политико-технологического управления) как совокупности политических технологий, позволяющих достигать конкретных политических целей и решать различные политические задачи путем обеспечения эффективного взаимодействия между коммуникатором (политиком, политической организацией) и различными видами аудиторий.

В рамках курса в практической плоскости подробно рассматриваются основные технологии политического менеджмента, в числе которых политический PR (связи с общественностью), политический имиджмейкинг, политический маркетинг, политическая медиация, репутационый менеджмент, политический брендинг, взаимодействие с органами государственной власти (GR). Во многом это способствует овладению слушателями не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые в дальнейшем могут быть применены в профессиональной деятельности.


Цели и задачи дисциплины: Целями учебной дисциплины «Политический менеджмент: электоральный менеджмент» являются получение слушателями теоретических знаний и практических навыков в области электорального менеджмента и избирательного процесса для их дальнейшего использования в рамках выбранной образовательной программы и практического применения.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование представлений об электоральном менеджменте, как составляющей политического менеджмента, его сути и роли в современном обществе;

- рассмотрение основных видов избирательных технологий;

- обозначение места и роли избирательных технологий в электоральном процессе;

- анализ эффективности применения избирательных технологий, их влияния на электорат и результаты выборов;

- раскрытие особенностей применения избирательных технологий в российских избирательных кампаниях различного уровня,

- освоение основных направлений борьбы с деструктивными избирательными технологиями. 

Количество часов: 108

Язык курса – русский


Курс Политология предназначен для студентов 3 курса...

1. Цели и задачи дисциплины:___ углубленное изучение студентами современный политических процессов, исследование политических изменений в России, анализ законодательства.

Задача курса – дать студентам необходимый объем знаний по актуальным политическим проблемам современной российской политики, понимание глубинной сути явлений и процессов, происходящих в нашей стране.


1. Цели и задачи дисциплины:___ углубленное изучение студентами современный политических процессов, исследование политических изменений в России, анализ законодательства.

Задача курса – дать студентам необходимый объем знаний по актуальным политическим проблемам современной российской политики, понимание глубинной сути явлений и процессов, происходящих в нашей стране.


Дисциплина читается студентам, направления подготовки "Политология" IV курса в 7 семестре, 72 часа, относится к вариативной части блока 2 учебного плана.

Направлена на получения теоретических знаний об информационном обществе и новейших информационно-коммуникационных технологиях и практических навыков работы с массивами информации, мониторингом социальных сетей.
В соответствии с требованиями государственного образовательного  стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение инновационных технологий и их практическое применение.

Язык - русский


Данный курс рассчитан на студентов политологов 2-го-3-го года обучения и дает представления об особенностях сравнительной политологии как отрасли политической науки. Основная цель курса - овладения  слушателями не только теоретическими знаниями в области политической компаративистики, но и практическими навыками (количественными и качественными методами, исследовательской методикой) при проведении сравнительных исследований. Особое внимание уделяется методологии проведения сравнительных политической исследований, а также практическим аспектам политической компаративистики - применению эмпирических методов при проведении сравнительных политических исследований.

Цели и задачи дисциплины: дать студентам основы знаний о сущности этнополитических отношений и этнополитического процесса, влиянии этнического фактора на политику государств, о роли политики государства в делах этнических сообществ, об особенностях управления этнополитическими конфликтами, обеспечении межэтнического согласия и толерантности в полиэтнических сообществах.

Рассмотреть основные теоретические концепции об этничности и политике, раскрыть сущность понятий «этнос», «нация» и «этнополитика». Ознакомить с основными моделями государственной национальной политики в России и зарубежных странах. Раскрыть основные особенности советской модели этнофедерализма, а также проблемы трансформации национальной политики на постсоветском пространстве.

Дать характеристику природы этнополитических конфликтов и методов их предупреждения и разрешения. Рассмотреть проблемы современного этноэкстремизма и других проявлений этнорадикализма.