Целью практики является приобретение аспирантами опыта практической педагогической деятельности по профилю получаемой специальности. 

Задачи практики. 

Задачи педагогической практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности аспиранта социологии:

  •  подготовкой и проведением занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в высших учебных заведениях;  
  • организацией учебного процесса, самостоятельной подготовкой учебных программ, учебно-методической документации по курсам. 

Задачами педагогической практики являются:  

  • Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний аспирантов в процессе их применения к осуществлению педагогического процесса;  
  • Развитие у аспирантов представлений о работе современных образовательных учреждений (гл. обр. вузов), специфике образовательных программ, направлениях деятельности педагогических коллективов, функциональных обязанностях представителей административного и педагогического корпусов сотрудников, традициях и инновациях в организации работы.

Курс "Методология научных исследований" предполагает изучение истории становления и развития фундаментальных основ дисциплины "Социология" Курс освещает вопросы, связанные с основными типами теоретико-методологического объяснения в социологии и применением этих объяснений в практической деятельности социолога (методы и техника сбора и анализа эмпирических данных, количественный и мягкий их анализ, интерпретация, объяснение и понимание социальных явлений и процессов, а также владение современными инструментальными процедурам).

Изучение методологии социологии, включая классические и современные общесоциологические и методологические подходы к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений.

Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные обучающимися на предыдущей ступени профессионального образования.

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (М.1 Б.1)

В результате освоения данного курса выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1)
  • способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2)
  • способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способность к социальной адаптации (ОК-4);
  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);
  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

- научно-исследовательская деятельность:

·      способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

·      способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

·      способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования,  навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

 

- производственно-прикладная деятельность:

·      способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);

·      умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для  идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

·      способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);

 

- проектная деятельность:              

·      умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);

·      способностью и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-10).

           

- организационно-управленческая деятельность:

·      способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-11);

- педагогическая деятельность:

·      способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).


Место дисциплины в структуре ОП: 

Блок 1. Образовательные дисциплины (модули).  Базовая часть

Цель дисциплины: углубление знаний аспирантов в области этической проблематики,  актуальных вопросах  профессиональной этики. 

Задачи:

- углубление знаний об этике, как важной части духовной жизни общества,

- осмысление моральных ценностей человека в основных категориях этики и их значения в профессиональной и общественной деятельности человека,

- анализ проблематики, касающейся этики и культуры общения, значения служебного этикета и такта; этики делового общения и форм этики делового общения,

- углубление знаний о месте морали в системе социальной регуляции,

- исследование  истории этических учений через призму современности,

- осмысление значения профессиональной этики в современном обществе,

- анализ актуальных проблем профессиональной этики в различных сферах трудовой деятельности человека.


В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

Основные этические понятия и категории; содержание и особенности профессиональной этики в практической деятельности; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в конкретной профессиональной деятельности, сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества.

Уметь:

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этических позиций, применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Владеть:

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредита

Язык курса: русский