Целью практики является приобретение аспирантами опыта практической
педагогической деятельности по профилю получаемой специальности.
Задачи практики.
Задачи педагогической практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности аспиранта социологии:
- подготовкой и проведением занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в высших учебных заведениях;
- организацией учебного процесса, самостоятельной подготовкой учебных программ, учебно-методической документации по курсам.
Задачами педагогической практики являются:
- Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний аспирантов в процессе их применения к осуществлению педагогического процесса;
- Развитие у аспирантов представлений о работе современных образовательных учреждений (гл. обр. вузов), специфике образовательных программ, направлениях деятельности педагогических коллективов, функциональных обязанностях представителей административного и педагогического корпусов сотрудников, традициях и инновациях в организации работы.
- Преподаватель: Анастасия Геннадьевна Тертышникова
Курс "Методология научных исследований" предполагает изучение истории становления и развития фундаментальных основ дисциплины "Социология" Курс освещает вопросы, связанные с основными типами теоретико-методологического объяснения в социологии и применением этих объяснений в практической деятельности социолога (методы и техника сбора и анализа эмпирических данных, количественный и мягкий их анализ, интерпретация, объяснение и понимание социальных явлений и процессов, а также владение современными инструментальными процедурам).
Изучение методологии социологии, включая классические и современные общесоциологические и методологические подходы к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений.
Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные обучающимися на предыдущей ступени профессионального образования.
- Преподаватель: Инна Борисовна Назарова
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (М.1 Б.1)
В результате освоения данного курса выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1)
- способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2)
- способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способность к социальной адаптации (ОК-4);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);
- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- научно-исследовательская деятельность:
· способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);
· способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
· способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);
- производственно-прикладная деятельность:
· способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);
· умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);
· способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);
- проектная деятельность:
· умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);
· способностью и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-10).
- организационно-управленческая деятельность:
· способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-11);
- педагогическая деятельность:
· способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).
- Преподаватель: Александр Евгеньевич Капишин
Место дисциплины в структуре ОП:
Блок 1. Образовательные дисциплины (модули). Базовая часть
Цель дисциплины: углубление знаний аспирантов в области этической проблематики, актуальных вопросах профессиональной этики.
Задачи:
- углубление знаний об этике, как важной части духовной жизни общества,
- осмысление моральных ценностей человека в основных категориях этики и их значения в профессиональной и общественной деятельности человека,
- анализ проблематики, касающейся этики и культуры общения, значения служебного этикета и такта; этики делового общения и форм этики делового общения,
- углубление знаний о месте морали в системе социальной регуляции,
- исследование истории этических учений через призму современности,
- осмысление значения профессиональной этики в современном обществе,
- анализ актуальных проблем профессиональной этики в различных сферах трудовой деятельности человека.
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
Основные этические понятия и категории; содержание и особенности профессиональной этики в практической деятельности; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в конкретной профессиональной деятельности, сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества.
Уметь:
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этических позиций, применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Владеть:
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредитаЯзык курса: русский
- Преподаватель: Марина Валентиновна Моисеенко