Цель курса – ознакомить студентов-филологов с современной научной терминологией по курсу; научить студентов построению стилистически, семантически, грамматически, композиционно, логически правильного текста расширить общее представление о теоретических основах фонетики языка на примере фонетического уровня современного русского литературного языка и изучить экспериментальные методы фонетических исследований.  


Данный курс ориентирован на развитие и совершенствования речевых навыков и умений в чтении, аудировании и говорении на базе текстов и аудио- и видео- материалов социокультурного характера. В процессе освоения курса происходит корректировка и систематизация усвоенных ранее языковых единиц, формирование новых знаний и навыков.


Специальный курс «Теория и практика анализа художественного текста» начинает линию сквозного изучения литературоведения. Предлагаемая программа включает теоретический, практический разделы, требования к знаниям и навыкам, контрольный материал.

Основная цель предлагаемой дисциплины – постижение принципов организации художественного текста через осмысление рамочных компонентов, ритмической и субъектной структуры.


Настоящий курс предназначен для формирования у российских студентов представления о языковой норме, речевом этикете, правильной речи.

Цель курса − сформировать у студентов необходимые умения и практические навыки анализа морфологического строя современного русского языка


Курс «Практикум по русской литературе» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы 20 – 30-х годов ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Дисциплины  «История древнерусской литературы» и «История русской литературы XVIII века» открывают общий курс истории русской литературы. 

Основные программные направления преподавания – изучение закономерностей развития литературного процесса; историко-культурные особенности каждого периода; идейно-тематические, жанровые и художественные особенности творчества крупнейших представителей литературы этой эпохи.

Курс «Ведение в языкознание предназначен для студентов первого курса дневного
обучения филологического факультета. Курс рассчитан на 70 академических часов (2 ECTS) в течение учебного 3 модуля. Курс представляет собой семинарские занятия.

Занятия ориентированы на умение работать с  языковым материалом, анализировать его, в том числе проводить сравнительный анализ с другими языками.


Описание курса. Цели и задачи дисциплины:

Получить первоначальное представление об основных персоналиях, произведениях и процессах отечественной литературы 1-й пол. XIX в. в аспекте исторической поэтики и диалектики художественных систем Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.

Значение творчества Пушкина в русском историко-литературном процессе и становлении русского литературного языка. Роль Золотого века русской поэзии. Периодизация творчества, основные произведения, проблематика и новаторство Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. Лит.общества, альманахи, журналы. Развитие психологизма. Основные факты развития русской литературы 1800−1840-х гг.

Привитие навыков, необходимых будущим специалистам-филологам: самостоятельная работа с научной литературой, анализ формы и содержания художественных произведений, подготовка публичных выступлений и участие в дискуссиях.

На семинарских занятиях студенты применяют полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке теоретические знания для анализа конкретных произведений; домашняя подготовка включает ознакомление с обязательными текстами, конспектироваие научных статей и написание творческих работ.


   Цель данного курса -  филологическое освоение старославянского языка как  феномена славянской культуры, первого литературного языка славянского мира, заключающего в себе мощный  философский  и  нравственно-этический потенциал.  Данный курс предполагает получение прочных теоретических знаний о происхождении и природе старославянского языка, славянских азбуках, памятниках старославянской письменности, структуре старославянского языка, его звуковом, лексическом и  грамматическом  строе в  процессе его становления и развития. 
    Задачи  курса: 1). Сформировать представление о старославянском языке как первом письменном языке славян. 2).  Изучить основные памятники старославянского языка.  3).  Сформировать теоретические и практические навыки анализа отдельных элементов старославянского языка – его звуков, морфем, грамматических  категорий и форм их выражения.  4).  Обучиться чтению текстов  на старославянском языке. 5). Овладеть навыками многоаспектного анализа и комментирования древнего текста.  6). Выработать способность применять на практике методики и приёмы сравнительно-исторического языкознания.


«Серебряный век» как историко-культурный феномен.

Характеристика эпохи конца ХIХ – начала ХХ вв. в России. Хронологические рамки «серебряного века». Эпоха, «судорожно протянутая» между двумя периодами безвременья. Амбивалентность мировосприятия, проявившаяся в творчестве ведущих представителей литературы «серебряного века»: внутренняя трагедийность при блестящей праздничной «оболочке» их произведений.


Дисциплина преследует цель получить первоначальное представление об основных персоналиях, произведениях и процессах отечественной литературы первой половины XIX века в аспекте исторической поэтики и диалектики художественных систем (Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма); познакомиться с динамикой жанровых систем; научиться применять полученные знания в процессе систематизации и анализа художественных произведений.

         Интегрирующее и прогностическое значение творчества А.С. Пушкина в русском историко-литературном процессе и становлении русского литературного языка. Роль Золотого века русской поэзии. Периодизация творчества, основные произведения, тематика, проблематика и новаторство А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Формы самоорганизации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы). Становление и развитие эстетики русского романтизма и реализма. Развитие психологизма.

Систематизированное ознакомление с основным фактами развития русской литературы 1800−1840-х гг., привитие навыков, необходимых будущим специалистам-филологам: самостоятельная работа с научной литературой, анализ формы и содержания художественных произведений (лексика, стиль, риторические приёмы), написания рецензий, выполнение заданий на развитие креативных способностей, подготовка публичных выступлений (сообщения и т.п.) и участие в дискуссиях.

На семинарских занятиях студенты применяют полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке теоретические знания для анализа конкретных произведений и в ходе обсуждения докладов; домашняя подготовка включает ознакомление с обязательными текстами, конспектироваие научных статей и написание творческих работ (по желанию для получения дополнительных баллов к рейтингу).

Цель:  сформировать у  будущих  специалистов   представление о педагогике как фундаментальной науке, научно-педагогическое мировоззрение, педагогическое мышление; сформировать умения применять  педагогические знания в  профессиональной  деятельности.

Для достижения цели определены задачи дисциплины:

  • сформировать знания о философских и общенаучных категориях, используемых в педагогике;
  • сформировать знания о месте педагогики в системе научного знания, ее связях с другими науками, логике, методах и характеристиках научно-педагогического исследования;
  •  сформировать знания о социальной политике государства в области образования;
  • способствовать воспитанию профессионала с педагогическим мышлением, способного к взаимодействию с участниками педагогического процесса.

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита, 108 ак. часа. Язык курса - русский.

Курс предназначен для изучения студентами-филологами второго курса.

Цель курса -  ознакомить студентов с основными языковедческими методами, сложившимися к началу двадцать первого века и составившими арсенал филологической науки, и способствовать освоению части данных методов на практике в рамках проведения практико-ориентированных проектных работ.


Курс «Литература русского зарубежья» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития  литературы русского зарубежья «третьей волны» эмиграции. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний  в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.

ПРАКТИКУМ по русской литературе "Серебряный век"

  Целью данного курса является освоение основных терминов, понятий и категорий старославянского языка как первого письменного языка славян, изучение основных  положений и научных концепций в области графики, фонетики и морфологии старославянского языка, принципов и методов сравнительно-исторического анализа.

   В результате изучения данного курса студент должен научиться читать, переводить, комментировать тексты на старославянском языке, анализировать фонетические явления, чередования, определять морфологические признаки слов и оборотов, пользоваться в научно-исследовательских целях соответствующими лексикографическими источниками и электронными ресурсами. овладеть навыками реферирования, поиска, анализа соответствующей научной информации.

 


Дисциплина «Практикум современного русского языка (1-6 уровень): синтаксис» представлена в основной образовательной программе ВПО по направлению подготовки бакалавров-филологов по направлению «Филология».

Дисциплина в соответствии с ООП РУДН относится к базовому филологическому циклу.

Для изучения дисциплины студент должен

· знать уровневое устройство системы русского языка; морфологическую систему русского языка;

· уметь производить морфологический анализ; опираться на предшествующий курс морфологии русского языка как на низший уровень грамматики;

· иметь базовые общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для работы с научной литературой, в том числе навыки конспектирования, реферирования, поиска и анализа научной информации. 


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: каковы синтаксические единицы, образующие синтаксический уровень системы русского языка, и как они устроены;

Уметь: анализировать синтаксические связи и синтаксические отношения на уровне предложения (сложного), а также конструировать соответствующие синтаксические единицы языка по заданным параметрам;

Владеть: указанными в программе общекультурными и профессиональными компетенциями.

Цели обучения – способствовать культурно-речевой адаптации иностранцев, дать полную картину жизни России визуальными средствами и средствами русского языка, обеспечить подготовку по русскому языку как иностранному (неродному) и страноведению (регионоведению).

Задачи обучения состоят в формировании следующих знаний и умений:

- приобретение страноведческих знаний, информации о регионе, способствующих культурно-речевой адаптации;

- освоение необходимого для культурно-речевой адаптации в

России минимума русской грамматики, фонетики, лексики и стилистики;

- умение пользоваться учебниками, словарями, справочными

материалами (в том числе, электронными) в зависимости от цели изучения русского языка, возраста, профессии, специальности и мотивации иностранцев и мигрантов;

- освоение необходимых навыков речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Курс дает материал для подготовки к занятиям по практическому русскому языку, практическому освоению ключевых тем грамматики русского языка как иностранного (неродного).

Аннотация учебной дисциплины

 

Наименование дисциплины

Основы научной работы филолога

Основные образовательные программы, в которые входит дисциплина

«Филология» 45.03.01

2 семестр 18 недель 1 семинар 1 кредит

Объем дисциплины

36 часов

Объем учебных занятий студентов

18 часов

Лекции

0

Практики

-

Семинары

18 часов

Самостоятельная работа

18 часов

1. Цели и задачи дисциплины

Курс основ научного исследования имеет своей целью сообщение студентам первоначальных сведений о научном исследовании как феномене науки и развитие у обучающихся базовых компетенций в сфере исследовательской деятельности. В центре курса находятся вопросы методологии, логики и организации научно-исследовательской деятельности в сфере филологии и других гуманитарных наук, изучающих коммуникативную деятельность человека. Большое внимание уделяется научному тексту как отражению познавательного процесса в гуманитарных науках и средству научной коммуникации. Изучение этих сведений поможет студентам приобщиться к азбуке научно-исследовательского труда, подготовиться к выполнению самостоятельных научных исследований в просеминарах и специальных семинарах, при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы, к исследовательской деятельности в научных кружках и проблемных группах, к освоению цикла профессиональных дисциплин – в этом состоят главные задачи данной учебной дисциплины.

2. Краткое содержание дисциплины

Место научного стиля среди других функциональных стилей. Лингвистические особенности научного стиля. Предложение. Абзац. Типы связей предложений в абзаце. Способы изложения в научном тексте. Композиция научного текста. Свойства научного текста.Выбор темы научного исследования. Составление плана научного исследования. Цели и задачи исследования. Понятие новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Гипотеза исследования. Положения, выносимые на защиту. Объект и предмет исследования. Сбор информации. Работа с научными источниками. Оформление библиографического списка. Оформление цитат. Аннотирование. Конспектирование. Реферирование. Сбор и систематизация фактического материала. Понятие метода и приема научных исследований в области филологии. Классификация методов и приемов. Эксперимент. Научная статья. Тезисы. Оформление квалификационных работ. Выступление с докладом. Презентация. Культура ведения научной дискуссии.


Курс предназначен для студентов направления Филология. 

Цель курса - сформировать представление об описательной диалектологии, изучающей фонетические, грамматические и лексические особенности диалектов. 

Задачи курса: 

  1. знакомство с основными понятиями и терминами диалектологии;

  2. установление отличий территориальных диалектов от других разновидностей русской речи;

  3. выявление тесной связи диалектологии с историей языка;

  4. знакомство с историей научного изучения территориальных диалектов, вычленением из диалектологии новой науки – лингвистической географии.

Основной целью курса является знакомство учащихся с основными проблемами компьютерной лингводидактики – области лингводидактики, которая изучает теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

1) познакомить учащихся с направлениями исследования методистов, занимающихся вопросами компьютерной лингводидактики;

2) познакомить учащихся с важнейшими инструментами создания электронных обучающих материалов;

3) показать возможные способы интеграции информационно-коммуникационных технологий в ученый процесс;

4) продемонстрировать приемы работы с конкретными электронными обучающими материалами;

5) организовать работу учащихся над созданием собственных электронных обучающих материалов на предложенные темы.

 Дисциплина предназначена для студентов-филологов и является частью курса Современный русский язык. Цель курса - сформировать представление о принципах морфемного членения русского слова и об устройстве словообразовательного уровня системы русского языка как организованной совокупности словообразовательных гнёзд.

Цель курса - раскрыть специфику грамматики русского языка и подготовить студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве преподавателей дисциплины «Русский язык как иностранный», лингвистический стержень которой составляет грамматика.

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

− раскрыть сущность функционального подхода к языковым явлениям;

− ознакомить студентов с основными направлениями современной русистики;

− определить роль функционально-коммуникативного аспекта в лингводидактическом описании грамматики русского языка, показать взаимодействие в грамматике РКИ структурно-семантического и функционально-коммуникативного подходов к описанию языка;

− показать в совокупности и взаимосвязи языковые средства разных уровней, участвующие в выражении одного определенного значения (смысла);

− углубить знания о научной и учебной дисциплине «Русский язык как иностранный»;

− обеспечить овладение соответствующим понятийным аппаратом;

− научить практически применять полученные знания.


Цели курса:

  • знакомство учащихся с основными стилями современного русского языка
  • формирование умения пользоваться основными стилями в зависимости от ситуации общения
  • сформировать навыки устной и письменной речи на русском языке

 

Для реализации поставленных целей в процессе преподавания решаются следующие задачи:

  • описать особенности различных стилей современного русского языка;
  • подготовить учащихся к восприятию аутентичных текстов различных стилей;
  • сформировать навыки устной и письменной речи на русском языке.

Работа с аутентичными текстами социокультурного характера. Диалог, монолог, полилог. Лексико-грамматические задания, направленные на освоение новой лексики, активизацию грамматического материала, а также на развитие языковой догадки. Формирование навыков продуцирования речевых произведений, в частности, написание эссе. Обучение и работа со словарём.

В курсе изучаются основные закономерности функционирования русского языка, его функциональные разновидности; основные способы выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, сверхфразовыми единствами, предложениями. На протяжении обучения формируются навыки и умения свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, использование этикетных формул в устной и письменной коммуникации, формирование навыков социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов. Основные особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения.



Цель дисциплины заключается в развитии личности, способной к профессиональной коммуникации в современной языковой среде.

Задачи дисциплины: 

– знакомство с основнами понятиями  дисциплины;

– использование текстов в области профессионального общения;

–  аналитическое изучение и оценка образцов профессиональной речи;

– формирование практических умений, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной сфере общения;

– повышение уровня речевой культуры преподавателя в устной и письменной коммуникации.

Данный курс адресован бакалаврам-филологам III-IV годов обучения. Основное внимание уделяется переводу текстов по специальности. В курсе содержатся как теоретические сведения, так и практическая часть, направленные на формирование у учащихся навыков письменного перевода.  


Цель –  В результате изучения  курса «Ведение в теорию коммуникации» студентами осваиваются  основные понятия теории коммуникации и истории  ее становления  как самостоятельной науки (история,  объект, предмет,   взаимосвязь  с другими науками и т.п.); дает знания о видах коммуникации, о теории деятельности как основе теории коммуникации, об основных единицах вербальной и невербальной коммуникации, о межкультурной коммуникации как особом типе общения, о деловой коммуникации. Учебная дисциплина «Введение в теорию коммуникации» реализуется и осваивается с целью формирования целостного представления об общении как виде деятельности;  о теориях   различных типов коммуникации.

Задачи:

·         формирование у обучаемых твердого и систематизированного представления о языке современной теории коммуникации, о ее понятийном и      терминологическом аппарате;

·         получение представлений  о единицах анализа коммуникации;

·         знакомство с гипотезами о происхождении языка.

·         формирование знаний о типологии коммуникации;

·         получение представлений о моделировании коммуникации в разных науках, о моделях коммуникации и коммуникативного акта (К.Шеннон,У.Уивер, М.Мак-Люэн, Р.Якобсон); о нелинейных моделях коммуникации (М.М.Бахтин, Р.Барт,У.МатуранаО.Розеншток-Хюсси);

·         получение представлений о формах коммуникации (письменная, устная, визуальная и т.д.),  о средствах коммуникации (СМК, невербальные СК и т.д.) и видах коммуникации (интерперсональная, межличностная, групповая, массовая.


Данный курс является практическим, и его основная цель заключается в формировании у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации, что предполагает развитие умений опосредованного письменного (чтение, письмо) и непосредственного устного (говорение, аудирование) иноязычного общения. Особое значение при достижении данной цели придается умению работать с литературой, поскольку чтение как вид речевой деятельности широко востребовано при решении многих профессиональных задач. Обучение говорению и аудированию ориентировано на выражение и понимание различной информации и разных коммуникативных намерений, характерных для профессионально-деловой сферы деятельности будущих специалистов-филологов, а также для ситуаций социокультурного общения. Данный курс также предполагает развитие у студентов навыков сравнительного анализа близкородственных языков для применения полученных умений в процессе научно-исследовательской деятельности.


Цели и задачи дисциплины:

Курс ««История русской литературы 1 половины ХХ века»

предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы 20 – 30-х годов ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Курс «История русской литературы 2-ой половины ХIХ века» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы ХIХ столетия. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм ХIХ века, из множества произведений русской художественной литературы  выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понимать и оценивать развитие литературного процесса в целом, определять особенности развития русской литературы и особенности проявления идеологий и общественных движений  Европы и России ХIХ века в русской национальной литературе.  Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Курс «Методика преподавания литературы» нацелен на формирование профессиональных
качеств личности преподавателя-словесника и дает возможность освоить технологию передачи литературного знания в его специфике.

 

Основными целями дисциплины являются:

- формирование у студентов системы знаний об истории развития методики литературы

- формирование умений и навыков самостоятельного анализа литературного произведения

- формирование умений и навыков преподавания литературы в школе

 

Задачи:

- рассмотреть преподавание литературы в школе в культурном, научном, социальном и психологическом аспектах, а также в контексте истории развития методики преподавания литературы в школе

- выявить литературоведческую составляющую преподавания литературы в школе в сопоставлении с педагогической, психологической, дидактической, культурной и социальной составляющими

- познакомить студентов со спецификой преподавания русской литературы в национальных школах

- выявить особенности инклюзивного преподавания литературы в школе

- познакомить студентов с основными авторами методики преподавания литературы в школе  и знаковыми педагогами-филологами

 


Профессиональный разговор о поэзии - один из самых сложных сегодня видов литературоведческой и литературно-критической деятельности.

Курс "Стиховедение" знакомит со структурой стиха, давая представление о различных стиховедческих сферах - метрике, ритмике, фонике, строфике - и о способах глубокого, аргументированного поэтического анализа.

Курс «Стиховедение» продолжает линию, намеченную в курсе «Теория и практика литературоведческого анализа», расширяя и углубляя знания и практические навыки студентов по анализу литературного произведения.

Курс "Теория и практика литературоведческого анализа" предоставляет студентам возможность перейти от разговора о литературном произведении "на уровне содержания" к разговору о тексте "на уровне его поэтики, его художественной структуры". Именно анализ художественной структуры текста и позволит филологам в дальнейшем квалифицированно работать с художественной прозой, ее эстетическими и содержательными аспектами, "выводя" их непосредственно из особенностей поэтики каждого конкретного текста. Курс "Теория и практика литературоведческого анализа" не только дает студентам теоретические основы филологического анализа, но предполагает и практическое освоение изучаемого материала - овладение навыками литературоведческого анализа художественного текста.


Данный курс представляет собой первую часть спецкурса, посвященного выработке навыков и умений практического анализа художественного текста, его вторая часть посвящена анализу поэтического произведения ("Стиховедение").   

Цели и задачи дисциплины:

 

Основными целями дисциплины являются:

- формирование у студентов системы знаний о мировом литературном процессе

- формирование умений и навыков самостоятельного анализа литературного произведения

 

Задачи:

- рассмотреть литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи

- выявить национальную специфику литератур и межнациональные литературные связи

- выделить основные конфликты, «вечные» и «мировые» темы и образы, повлиявшие на культурную ситуацию в будущем

 


 

Курс истории мировой литературы  является пропедевтическим курсом, который читается до изучении студентами-филологами основного корпуса дисциплин по изучению русской и зарубежной литературы. Предшествующим ему курсом можно считать лишь курс «Введение в литературоведение».  Данный курс призван дать студентам начальное представление о мировом литературном и культурно-историческом процессе в странах Западной Европы, России и Америки; также в рамках данной дисциплины происходит первоначальное формирование навыков работы с художественным текстом, с учетом знания терминологии, концепций и принципов современного литературоведения. Курс истории мировой литературы  призван интегрировать в сознании учащихся многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии.



Курс «История русской литературы второй половины ХХ –начала ХХI в.» предназначен для ознакомления студентов с основными периодами развития русской второй поливы ХХ в. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия явлений выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понимать и оценивать развитие литературного процесса в целом, определять особенности развития национальной литературы. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.

Основной целью курса является раскрытие важнейших закономерностей и тенденций развития русской литературы второй половины ХХ века, усвоение проблематики и художественного своеобразия виднейших представителей литературы этого периода на материале вершинных произведений прозы, поэзии и драматургии. Речь идет о творчестве А.И.Солженицыеа, В.Гроссмана, А.Рыбакова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Астафьева, других выдающихся писателей.


                                       Цели и задачи дисциплины:

Получить первоначальное представление о фольклоре как коллективном, основанном на традициях творчестве групп или индивидуумов; сфере явлений и фактов вербальной духовной культуры во всем многообразии; значении фольклора в становлении отечественной литературы, формирования ее национального своеобразия; познакомиться с системой жанров устного народного творчества, особенностями их функционирования, содержания и формы; научиться применять полученные знания в процессе собирания, систематизации и анализа произведений устного народного творчества.

Систематизированное ознакомление студентов с основными понятиями и направлениями фольклористики и изучения мифологии, системой жанров РУНТ и их поэтическими и историческими особенностями, привитие навыков анализа фольклорных произведений (структура образов, поэтика клише, лексика, стиль, риторические приёмы), ознакомление с основными методами анализа фольклора и мифологии (исторический, компаративный, структурный, психологический, семиотический и др.), приобретение опыта самостоятельной работы с научной литературой, составления рефератов, выполнения заданий на развитие креативных способностей, подготовки публичных выступлений (доклады и т.п.) и участия в дискуссиях.


Цели и задачи дисциплины:

         Получение первоначального представления об основных понятиях, произведениях и процессах западноевропейской литературы в аспекте исторической поэтики и диалектики художественных систем (античность); ознакомление с динамикой развития жанровых систем; умение применять полученные знания в процессе систематизации и анализа художественных произведений.

         Систематизированное ознакомление с основными явлениями античной литературы, приобретение навыков, необходимых филологам: анализ художественного текста, понимание жанровой, стилистической специфики произведения, самостоятельная работа с научной литературой, анализ формы и содержания художественных произведений (лексика, стиль, риторические приёмы), написания рецензий, выполнение заданий на развитие креативных способностей, подготовка публичных выступлений (сообщения и т.п.) и участие в дискуссиях.


    Дисциплина «Лексикология современного русского языка» представлена в основной образовательной программе ВПО  подготовки бакалавров по направлению «Филология» (45.03.01) и предназначена для студентов-филологов 2 курса (ФЯБ-2). Дисциплина предусмотрена учебным планом данного направления как обязательный курс и  относится к базовому филологическому циклу.

     Цели  и  задачи  дисциплины:  курс предназначен для системного рассмотрения раздела языкознания «Лексикология»  как  науки,  изучающей лексико-семантическую систему русского языка, природу и  специфику лексического значения, лексические единицы, лексико-семантические категориальные отношения, классификацию лексики русского языка по различным основаниям. Задачи дисциплины состоят в рассмотрении специфики лексико-семантической системы  русского  языка, ее отличий  от других  подсистем, в изучении основных понятий и категорий лексической семантики. Традиционным разделом курса является социолингвистическая классификация лексики русского языка с точки зрения её происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса, стилистической  принадлежности. 

Курс предназначен для студентов бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 Филология, предусмотрен учебным планом данного направления как обязательный курс и входит в базовую часть учебного плана.

Цель курса - формирование профессиональных компетенций филолога в области научно-исследовательской деятельности. Одна из задач курса - интеграция знаний, полученных при изучении русского и иностранных языков.

Курс опирается на введение в языкознание, теоретический курс современного русского языка и теоретическую грамматику иностранных языков и включает углублённую разработку вопросов типологической классификации языков, методов сопоставления языков на уровне фонетики, морфологии, синтаксиса и лексикологии, истории типологических исследовании и перспектив современной лингвистической типологии.

Курс "Практикум научной речи" рассчитан на студентов-бакалавров 1-4 курсов.

Дисциплина «Синтаксис современного русского языка» представлена в основной программе ВПО по направлению подготовки бакалавров-филологов по направлению «Филология».

Дисциплина в соответствии с ООП РУДН относится к базовому филологическому циклу.

Для изучения дисциплины студент должен

· знать уровневое устройство системы русского языка; морфологическую систему русского языка;

· уметь производить морфологический анализ; опираться на предшествующий курс морфологии русского языка как на низший уровень грамматики;

· иметь базовые общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для работы с научной литературой, в том числе навыки конспектирования, реферирования, поиска и анализа научной информации

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: каковы синтаксические единицы, образующие синтаксический уровень системы русского языка, и как они устроены;

Уметь: анализировать синтаксические связи и синтаксические отношения на уровне словосочетания и предложения (простого и сложного), а также конструировать соответствующие синтаксические единицы языка по заданным параметрам;

Владеть: указанными в программе общекультурными и профессиональными компетенциями.

Курс "Введение в славянскую филологию" предусмотрен учебным планом для студентов 2 курса направления "Филология" филологического факультета РУДН как обязательный курс. Этим курсом открывается цикл исторических лингвистических дисциплин (старославянский язык, русская диалектология, историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка), обязательных для студентов-филологов. Этим курсом обеспечивается общая славяноведческая подготовка студентов.

Цель курса - заложить основы славистической подготовки слушателей, рассмотреть историю возникновения и развития славянских языков в контексте истории этноса, истории культуры, истории сознания. 

Изучение курса предполагает глубокую самостоятельную работу студента, включающую комментированное чтение рекомендованной научной литературы, решение задач.

Курс «Психология» состоит из четырех разделов: Введение в психологию, Познавательные процессы, Личность и индивидуальность, Межличностные отношения и общение. Таким образом, целью данного курса является подготовка по всем основным разделам психологии. Курс включает в себя знакомство с теоретическим проблемами и направлениями современной психологической науки, как отечественной, так и зарубежной. Большое внимание уделяется овладению практическими навыками в области самопознания и саморазвития. Особенностью курса является его целостный характер.

Данный курс рассчитан на студентов-магистров I курса (иностранные студенты)

Курс "Введение в лингводидактику" является пропедевтическим в подготовке учителя родного/неродного языков, преподавателя русского языка как иностранного  в системе современного высшего образования.

Цель курса дать представление о проблемах языкового образования, подходах к их решению в современной лингводидактике; показать научный контекст на фоне сложной системы взаимосвязей между языком и культурой, культурой и обучением, подготовить к профессиональной деятельности в качестве студента- практиканта и в качестве учителя/преподавателя, вывести на необходимый уровень теоретического лингводидактического мышления, подготовить к освоению курсов "Практикоориентированная методика преподавания русского языка в школе", "Методика русского языка как иностранного", "Методика преподавания иностранных языков".

В программе курса изучается современное состояние языкового образования, психологические и психолингвистические основания лингводидактики, Методы и приёмы преподавания иностранных языков, проблема текста как единицы речи, общения и обучения, понятие о системе обучения. 

Курс "Введение в лингводидактику" имеет междисциплинарный характер и адресован студентам филологических специальностей, связанных с преподаванием родного и неродного языков.


Дисциплина профессиональной подготовки филологов.

Целями освоения дисциплины являются:

-          формирование представлений о родстве языков, историческом развитии языков, закономерностях диахронических изменений в лексике, фонетике и грамматике;

-          изучение достижений науки, её истории и современного состояния и овладение методами исследования;

-          формирование готовности к практической работе в сфере научных исследований и преподавания языков.