Дисциплина «Герменевтический анализ художественного текста» предназначена, чтобы дать представление студентам о герменевтике как науке о понимании и интерпретации худо-жественного текста. Речь пойдет о способах и методах герменевтического анализа поэтического (художественного) текста, который предполагает искусство «вживания» и «сопереживания». Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, ис-ходя и его объективных (значения слов) и субъективных (намерение авторов) оснований, пони-мание текста. Основоположником герменевтики стал Шлейермахер, который поставил задачу вживания в текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор, Герменевтика здесь связана с идеями интерпретации и понимания. В 20в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем в учении Гадамера.

Переводная литература Киевской Руси. Оригинальная литература Киевской Руси. Начальное русское летописание. «Слово о полку Игореве». Литература периода монголо-татарского ига. Литература периода Предвозрождения. Литература XVI века. Бытовые повести и демократическая сатира XVII века. Протопоп Аввакум и его «Житие». Возникновение поэзии русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого. Русский театр XVII века.


Спецкурс «Готика и неоготика в английской литературе XIX-XX вв.» адресован студентам второго курса, параллельно изучающим историю зарубежной литературы XVIII века и дающим более полное представление о произведениях, остающихся за рамками стандартной программы. В рамках спецкурса студенты получают возможность детально изучать тексты, составляющие канон западно-европейской литературной готики, а также представить себе дальнейшее развитие готической традиции, оказавшей огромное влияние на европейскую и русскую культуру. Отдельной темой спецкурса является рецепция готических элементов в романтической литературе и литературе модернизма, а также в массовой культуре XX века.


Спецкурс «Драматургия Шекспира» предоставляет студентам больше возможностей для глубокого изучения творчества величайшего драматурга, чем базовая программа по истории зарубежной литературы, в которой драматургии Шекспира отводится одно или два занятия. Слушатели спецкурса знакомятся не только с каноническими, но и с малоизвестными произведениями великого Барда и текстами из категории «dubia», а также с сочинениями его современников. В программу курса также входит знакомство с основными критическими исследованиями о Шекспире. Учащиеся получают представление об интерпретации произведений Шекспира в мировой художественной культуре (живописи, кинематографе, театре). Таким образом, курс предназначен для формирования у студентов глубокого и разностороннего понимания творчества Шекспира как культурного феномена.  


Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Проблемы семантики и образной структуры текста» является дисциплиной по выбору профессионального цикла бакалавриата по направлению 45.03.01  «Филология». Данная дисциплина изучается в пятом учебном семестре (второй семестр третьего курса бакалавриата).

Цель курса – рассмотрение становления и развития науки семантики в системе языковедческих дисциплин с точки зрения синхронных и диахронных отношений, а также ее взаимосвязи с лингвистическим комментированием художественного текста.

Задачи курса:

1) усвоение основных понятий семантики в ее историческом развитии;

2) освоение методики лингвистического комментирования художественного текста;

3) формирование навыков, необходимых для  самостоятельного лингвистического анализа художественного текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия семантики в ее историческом развитии, основные принципы лингвистического комментирования художественного текста.

Уметь: анализировать тексты художественных произведений, выявлять их специфику и жанровые особенности, выявлять особенности стилистических ресурсов художественного текста.

Владеть: навыками самостоятельного лингвистического анализа художественного текста.



Курс "Поэзия Мандельштама и Бродского" ставит своей задачей познакомить студентов-филологов с жизнью и творчеством великих поэтов ХХ века, а также с особенностями их поэтической речи: со структурой стиха, мелодикой, новой лексической сочетаемостью, ассоциативностью, подсознательными смыслами и пр. Анализ структуры поэтического текста позволит филологам в дальнейшем квалифицированно работать с семантикой стихотворных произведений. Курс "Поэзия Мандельштама и Бродского" предполагает и практическое освоение изучаемого материала - овладение навыками стиховедческого анализа поэтического текста.


Цели и задачи дисциплины «Герменевтический анализ художественного текста» заключается в том, чтобы дать представление о герменевтике как науке о понимании и интерпретации художественного текста. Речь пойдет о способах и методах герменевтического анализа поэтического (художественного) текста, который предполагает искусство «вживания» и «сопереживания». Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя и его объективных (значения слов) и субъективных (намерение авторов) оснований, понимание текста. Основоположником герменевтики стал Шлейермахер, который поставил задачу вживания в текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор, Герменевтика здесь связана с идеями интерпретации и понимания. В 20в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем в учении Гадамера.