Данный курс предназначен для иностранных студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика".
Целью изучения дисциплины "Лексикология первого языка" является формирование у студентов системных знаний о словарном составе русского языка.
Задачи курса: дать представление о лексикологии как научной дисциплине; изучить пласты лексики с точки зрения ее происхождения, степени современности, сферы ее употребления; описать отношения полисемии, синонимии, антонимии, омонимии и паронимии.
В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление о внутренней организации лексической системы русского языка, а также о закономерностях ее развития.
- Преподаватель: Валерия Тарасовна Веред
Данный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика".
Цели освоения дисциплины "Современный русский язык" заключаются в том, чтобы сформировать у студентов представление об эволюции русского языка, о норме и кодификации, о соотношении понятий "литературный язык" и "язык художественной литературы", а также дать обучающимся комплексное представление о системе функциональных стилей современного русского языка.
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть лингвистической терминологией по предмету; научиться построению стилистически, грамматически, композиционно, логически правильного текста, отвечающего коммуникативной ситуации и целям общения.
- Преподаватель: Валерия Тарасовна Веред
Данный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика".
Цель освоения дисциплины "Введение в специальность" заключается в формировании у студентов системного представления о языке как объекте исследования и о языкознании как науке.
Задачи: ознакомиться с основными лингвистическими парадигмами; дать представление о внутренней структуре языка и о языковой иерархии; изучить базовые лингвистические понятия.
В результате освоения дисциплины студент должен знать основные термины и понятия общего языкознания, иметь представление о языковом разнообразии, об уровневых явлениях языка; ориентироваться в областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют.
- Преподаватель: Валерия Тарасовна Веред
- Преподаватель: Светлана Станиславовна Микова
- Преподаватель: Инна Игоревна Рубакова
Курс предназначен для иностранных студентов специальности "Лингвистика".
Он позволяет учащимся подготовиться к переводу текстов в сфере делового общения, узнать и усвоить основные различия русского и английского делового этикета и их влияния на язык деловых документов.
В частности, знакомит их с основными жанрами деловых текстов с указанием их национально-специфичных композиционных и языковых особенностей, с особенностями устной коммуникации на русском и на английском языках в деловой сфере
- Преподаватель: Евгения Олеговна Грунина
- Преподаватель: Светлана Станиславовна Микова
Обучение дисциплине предусматривает создать у обучающихся системное представление о латинском языке как языке синтетическом (обстоятельство, объединяющее его с русским языком) с элементами аналитизма (развившимися в народной латыни и затем — в восходящих к ней романских языках); расширить лингвистический кругозор учащихся, содействовать развитию научно-аналитического подхода к современным живым языкам, создать у них представление о роли античного наследия в формировании современных европейской и мировой культурных систем; сформировать грамматическую и лексическую базу, позволяющую постепенно переходить от перевода учебных фраз к чтению адаптированных оригинальных текстов.
Задачей
второй части курса является приобретение студентами базовых знаний по
системе письма и грамматике древнегреческого языка, создание у них
представления о роли античного наследия в формировании современных
европейской и мировой культурных систем, что подготовит студентов к
более глубокому освоению языка и литературы страны изучаемого ими
основного языка.
- Преподаватель: Илья Сергеевич Харитонов
- Преподаватель: Евгения Олеговна Грунина
- Преподаватель: Валерия Владимировна Иванова
- Преподаватель: Светлана Станиславовна Микова
Дисциплина «Психология» разработана для студентов, чья психологическая культура и компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут студентам непсихологических специальностей сформировать целостное представление о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Общая трудоемкость курса - 3 зачетные единицы (108 академических часов).
Язык курса - русский.- Преподаватель: Акимкина Юлия Евгеньевна 1042200112
- Преподаватель: Нина Львовна Сунгурова
- Преподаватель: Евгения Олеговна Грунина
- Преподаватель: Светлана Станиславовна Микова
- Преподаватель: Елена Николаевна Стрельчук
Курс предназначен для
формирования у студентов необходимых знаний и навыков в области общих вопросов,
ориентированных на теоретический и практический материал, с которым студенты
будут работать по направлению "Лингвистика". Изучаются современные лингвистические
теории и основные понятия лингвистики: психолингвистика, когнитивная лингвистика,
коммуникативная лингвистика, прикладная лингвистика, естественные и
искусственные языки, языки мира и социальные формы существования языка (язык,
диалект, идиолект). Также рассматриваются вопросы взаимоотношения языка и
культуры, современной языковой ситуации и языковой политики. В третьем и
четвертом разделе курса изучается проблема понимания, анализируются трудности
при интерпретации языкового материала, явление интерференции, специфика
отражения реалий в различных языках.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов научного представления о языке и законах его развития.
- Преподаватель: Наталия Владимировна Перфильева
- Преподаватель: Полина Юрьевна Повалко
- Преподаватель: Любовь Александровна Сафаралиева
Основной целью курса является подготовить учащихся к выполнению письменных переводов текстов с соблюдением принципов адекватности и эквивалентности.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
1. дать сведения об основных способах и приемах письменного перевода;
2. дать представление об основных типах трансформаций исходного текста в процессе перевода;
3. сформировать навыки предпереводческого анализа переводимого текста;
Данный модуль относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин (Б.3). предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется модуль «практический курс письменного перевода 1, 2, 3 уровни» являются дисциплины базовой и вариативной частей профессионального цикла: практический курс русского языка, теория первого иностранного языка, основы теории межкультурной коммуникации, практикум по межкультурной коммуникации.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11.
- Преподаватель: Евгения Олеговна Грунина
- Преподаватель: Валерия Владимировна Иванова
- Преподаватель: Светлана Станиславовна Микова
Основной целью курса является формирование у учащихся знаний об истории и культуре России.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности исторического развития России;
2. Дать учащимся сведения об основных этапах исторического пути России;
3. Рассмотреть культурное развитие России.
Данный модуль относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин (б.3. В.1). Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется модуль «история и культура россии» являются дисциплины базовой и вариативной частей профессионального цикла: история, культурология, политология.
- Преподаватель: Виктор Михайлович Шаклеин
Основной целью курса является формирование у учащихся знаний о лингвокультуре страны изучаемого языка.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности изучаемого языка и специфику отражения им русской национальной культуры;
2. Дать учащимся сведения о русском характере, системе русских имен, символах русской лингвокультуры;
3. Рассмотреть русское письмо, публицистику, театр, музыку и живопись в лингвокультурологическом аспекте.
Данный модуль относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется модуль «лингвокультура страны изучаемого языка» являются дисциплины базовой и вариативной частей профессионального цикла: сравнительная культурология, лингвострановедение.
- Преподаватель: Виктор Михайлович Шаклеин
Дисциплина предназначена для лингвистов 2 курса.
Цель – ознакомить студентов с основными языковедческими методами, сложившимися к началу двадцать первого века и составившими арсенал лингвистической науки, и способствовать освоению части данных методов на практике в рамках проведения практико-ориентированных проектных работ.
- Преподаватель: Ольга Николаевна Колышева
- Преподаватель: Полина Юрьевна Повалко
- Преподаватель: Татьяна Викторовна Ларина
Основной целью курса является знакомство учащихся с основными проблемами компьютерной лингводидактики – области лингводидактики, которая изучает теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- познакомить учащихся с направлениями исследования методистов, занимающихся вопросами компьютерной лингводидактики;
- познакомить учащихся с важнейшими инструментами создания электронных обучающих материалов;
- показать возможные способы интеграции информационно-коммуникационных технологий в ученый процесс;
- продемонстрировать приемы работы с конкретными электронными обучающими материалами;
- организовать работу учащихся над созданием собственных электронных обучающих материалов на предложенные темы.
- Преподаватель: Ольга Сергеевна Завьялова
Основной целью курса является знакомство учащихся с основными положениями коммуникативно-грамматической школы – одного из наиболее значимых направлений современной русистики.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- представить ключевые проблемы русской грамматики в свете коммуниктивно-грамматической теории;
- показать плодотворность использования коммуникативно-грамматического подхода при организации русского переводного текста, а также при переводе русских текстов на другие языки;
- систематизировать знания будущих переводчиков в области морфологии и синтаксиса.
- Преподаватель: Ольга Сергеевна Завьялова
Цели и задачи дисциплины:
Цели:
- изучение культурной жизни в России первой половины ХIХ века, прежде всего. основных тенденций в изящной словесности, ее жанрового многообразия, тематики, проблематики, поэтики;
- освоение научно-критических, биографических, других материалов в связи с рассмотрением наиболее значительных художественных произведений отечественных классиков Золотого века в прозе, поэзии, драматургии в ретроспективном и перспективном плане;
- раскрыть историко-типологические связи словесности российской и зарубежной.
Задачи:
- знакомить учащихся с наиболее известными деятелями культуры, с мастерами отечественной прозы, поэзии, первой половины ХIХ столетия, способствовать их пониманию сложных произведений искусства;
- способствовать осознанию студентами эстетической ценности русского искусства, прежде всего, литературы изучаемого периода, пониманию ее влияния на дальнейшее развитие отечественного и зарубежного образного творчества, на движение в духовной сфере жизни.
- Преподаватель: Владимир Алексеевич Мескин
Цели и задачи дисциплины:
Цели:
- изучение культурной жизни в России начала ХХ века, прежде всего. основных тенденций в изящной словесности, ее жанрового многообразия, тематики, проблематики, поэтики;
- освоение научно-критических, биографических, других материалов в связи с рассмотрением наиболее значительных художественных произведений отечественных классиков Серебряного века в прозе, поэзии, драматургии в ретроспективном и перспективном плане;
- раскрыть историко-типологические связи словесности российской и зарубежной.
Задачи:
- знакомить учащихся с наиболее известными деятелями культуры, с мастерами отечественной прозы, поэзии, драматургии ХХ столетия, способствовать их пониманию сложных произведений искусства;
- способствовать осознанию студентами эстетической ценности русского искусства, прежде всего, литературы изучаемого периода, пониманию ее влияния на дальнейшее развитие отечественного и зарубежного образного творчества, на движение в духовной сфере жизни.
- Преподаватель: Владимир Алексеевич Мескин
Курс «История русской литературы ХХ века» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы 20 – 30-х годов ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.
- Преподаватель: Александр Георгиевич Коваленко
- Преподаватель: Олег Викторович Чертилин
- Преподаватель: Юрий Анатольевич Ермошин
Цель курса: сформировать у будущих специалистов представление о педагогике как фундаментальной науке, способствовать формированию педагогического мышления, умения применять педагогические знания в профессиональной деятельности.
Общая трудоемкость курса - 3 ЗЕ (108 ак. часов, из них 34 аудиторных). Язык курса - русский.
- Преподаватель: Жулдыз Абаевна Амантай
- Преподаватель: Нина Львовна Сунгурова