Целями производственной практики (преддипломной практики) являются углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, а также получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области лингвистической теории и практики,  закрепление научных знаний в области лингвистического описания русского языка; приобретение практических навыков проведения лингвистических исследований;  приобретение профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности и опыта самостоятельного научного исследования.

Основными задачами практики  являются:

-           изучить системно-структурное строение русского языка в сопоставлении с родным языком и проблемы межкультурной коммуникации, влияющие на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

-           научиться обработке русскоязычных и иноязычных текстов в исследовательских и производственно-практических целях; составлению баз данных, словников, словарей и методических рекомендаций в профессионально-ориентированных областях перевода

-           овладеть первичными навыками проведения эмпирических исследований в области русского и общего языкознания.

Цель курса: дать целостное представление о языке как структурно-системном образовании и одновременно как одной из семиотических систем.

Задачи курса:

- рассмотреть сходства и различия при изучении языка как наблюдаемого явления и как объекта теории;

- разъяснить характеристики языка как системы, его связи с мышлением и действительностью;

- охарактеризовать язык как специфическую систему, обладающую комплексом единиц-элементов, которые связаны отношениями особого типа;

- охарактеризовать язык как уровневую систему: определить понятие уровня, описать отношения внутри уровня и между уровнями; ввести понятие о структуре языка;

- обсудить категорию языкового знака, его принципы и признаки, свойства и типы знаков в рамках языка как одной из знаковых систем;

- рассмотреть основные функции языка как знаковой системы;

- дать комплексную характеристику существующим языковым классификациям и таксономиям.

Курс предназначен для последовательного  рассмотрения взаимоотношения общей методологии лингвистической науки и частных методов лингвистического исследования. В нём изучаются методы исследования языка, его единиц и категорий с целью их систематизации, объяснения, классификации (таксономическая цель) в соответствии с объектом исследования и исследовательскими задачами. Целью данного курса является  формирование у студентов-магистров системных знаний об истории и современном состоянии методологии лингвистики, рассмотрение важнейших проблем лингвистической методологии и методики с целью дальнейшего применения адекватных методов и приёмов анализа в конкретных исследованиях. Задачи дисциплины состоят в применении методологического и терминологического аппарата современной лингвистики, адекватных принципов и способов исследования языковых сущностей для решения широкого круга исследовательских задач, в осуществлении деятельностного  подхода к языку при решении разнообразных задач создания и анализа  текстов  на  естественном языке. 


Цель курса научить иностранных студентов самостоятельно анализировать текст на русском языке, активизировать лексико-грамматический материал, развивать у учащихся необходимые навыки создания собственных вторичных текстов.

 

Задачи курса:

-                сформировать навыки самостоятельной работы иностранных студентов с аутентичными интернет-текстами социокультурного характера;

-                сформировать навыки логичного и аргументированного изложения своей точки зрения по проблемным вопросам;

-                сформировать навыки композиционного построения текста эссе;

-                сформировать умения и навыки продуцирования речевого высказывания с учётом особенностей функциональных стилей русского языка.

 


Спецкурс  «Структура и функционирование языковой способности» предназначен для формирования у студентов – филологов и лингвистов – представления об устройстве и функционировании языковой способности индивида, способах ее реконструкции и моделирования в научных и лингводидактических целях.

Цели и задачи дисциплины:

Цель – овладение навыками семиотического анализа текстов различной природы, в том числе, и таких, которые созданы с помощью знаков-вещей. «Вещный мир» представляет собой особую знаковую систему, и информация, заключенная в них, может быть декодирована и развернута в текст(ы) на естественных языках. Кроме того, существует связь вещи и ее именования, которая также может быть раскрыта с помощью лингвистических и психолингвистических методик. Наконец, изучение и интерпретация смыслов «вещного мира» требует обращения к смежным отраслям знаний, например, к социолингвистике, т.к. вещи являются частью культуры и, значит, системы ценностей: в истории вещей и их наименований прослеживаются изменения в ценностной системе той или иной культуры. При этом слова-вещи приобретают статус концептов культуры.

Задачи:  

- овладеть основными понятиями и терминологией семиотики;

- научить применять этот научный аппарат для анализа конкретных объектов мира;

- уметь провести самостоятельное исследование знаковой сущности «вещного мира» (на примере отдельной вещи и ее именования).

Дисциплина «История и методология наук «Лингвистика» имеет целю подготовку высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, формирование и развитие их компетенций в соответствии с профессиональным стандартом, а также на итоговое оригинальное научное исследование, вносящее вклад в создание, расширение и развитие научного знания в области языкознания, его  теории и практики.

 

Освоение образовательной программы дисциплины «История и методология науки «Лингвистика» нацелено  на формирование теоретико-методологической основы, необходимой для научной, педагогической и иной профессиональной деятельности студента, осуществляется в течение первого года его обучения в магистратуре. Кроме того, освоение дисциплины нацелено на подготовку к сдаче итогового государственного экзамена и защите итоговой выпускной работы магистра лингвистики.

Дисциплина «Общее языкознание и история лингвистических учений» имеет целю подготовку высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, формирование и развитие их компетенций в соответствии с профессиональным стандартом. Данный курс дает представление о формировании лингвистических концепций, понимания природы языка, его соотношения с мышлением и действительностью, функций языка, объекта и предмета языкознания с Античности до лингвистических парадигм ХХ века. 

Освоение образовательной программы дисциплины «Общее языкознание и история лингвистических учений» нацелено  на формирование теоретико-методологической основы, необходимой для научной, педагогической и иной профессиональной деятельности студента, осуществляется в течение первого года его обучения в магистратуре. Кроме того, освоение дисциплины нацелено на подготовку к сдаче итогового государственного экзамена и защите итоговой выпускной работы магистра лингвистики. 


Нормативные документы, программа ГИА, включающая вопросы к государственному экзамену, требования к магистерской диссертации, примерную тематику диссертаций и рекомендации для студентов.

Курс знакомит студентов магистратуры с фундаментальными проблемами лингвистической теории, актуальными направлениями лингвистической науки и дискуссионными вопросами современной науки. Основная цель курса - творческое обсуждение ключевых тем системной, функциональной и прикладной лингвистики.

Настоящий курс предназначен для студентов магистратуры по направлению «Филология» первого года обучения. В курсе раскрывается место социолингвистики среди других наук, история дисциплины, методология социолингвистических исследований, основные современные парадигмы и ключевые понятия данной науки.

Дисциплина «Психолингвистика» относится к вариативной части учебного плана магистратуры по направлению 45.04.02 «Лингвистика». Данная дисциплина изучается в четвертом учебном семестре (второй семестр второго курса магистратуры).

Цель курса сформировать у студентов представления об основных современных психолингвистических теориях, рассмотреть методы анализа речевой коммуникации и особенности применения психолингвистических методик для решения исследовательских и прикладных задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- рассмотреть основные современные психолингвистические теории и категории психолингвистики,

- изучить особенности применения основных методов анализа речевой коммуникации;

- сформировать и отработать практические умения и навыки использования основных психолингвистических методик для решения исследовательских и прикладных задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные современные психолингвистические теории и категории психолингвистики.

Уметь: применять основных методов анализа речевой коммуникации.

Владеть: практическими умениями и навыками использования основных психолингвистических методик для решения исследовательских и прикладных задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

 



Дисциплина «Семиотическая природа многозначных слов» является дисциплиной по выбору общенаучного цикла магистратуры по направлению 45.04.02 «Лингвистика». Данная дисциплина изучается во втором учебном семестре (второй семестр первого курса магистратуры).

Цель курса – освоение студентами стилистических ресурсов современного русского литературного языка, а также формирование у них навыков построения стилистически, грамматически, композиционно, логически правильного текста.

Задачи курса:

1) усвоение основных правил употребления лексико-стилистических средств в русском  языке;

2) выявление сходств и различий лексического, фразеологического и стилистического уровней русского языка;

3) формирование навыков, необходимых для  самостоятельного лингвистического анализа художественного текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные правила употребления лексико-стилистических средств в русском  языке.

Уметь: создавать и понимать тексты различных стилей речи, замечать и ис­правлять стилистические ошибки.

Владеть: навыками самостоятельного лингвистического анализа художественного текста.




Цель курса − дать студентам необходимые знания и навыки в сфере истории и теории риторики, а также в области риторической практике.

 Задачи курса

 − познакомить студентов с историей формирования европейской риторики, дать представление об истории формирования аналогичных отраслей знания в иных культурах (Индия, Средний Восток), о главных направления риторики, сложившихся  в рамках античной цивилизационной парадигмы.

 − дать представления о современной структурной риторике, прикладной риторике, теории аргументации, политической филологии, показать их связь с риторическим формализмом, логической риторикой, судебным красноречием, формировавшимися в рамках традиционной риторики;

 − заложить теоретические представления и базовые практические навыки, позволяющие эффективно использовать риторические правила при генерировании и анализе текстов в последующей профессиональной филологической деятельности самого широкого профиля (от работы копирайтера до проведения лингвистических экспертиз).

 

 


 Курс «Методы семантических исследований» предназначен для последовательного рассмотрения взаимодействия общей методологии лингвистической науки и частных методов семантических исследований. Целью данного курса является  формирование у студентов-магистров системных знаний о современном состоянии методологии и методах исследования семантики, рассмотрение важнейших проблем лингвистической методологии и методики с целью дальнейшего применения адекватных методов и приёмов анализа в конкретных исследованиях. Изучение курса предполагает самостоятельную работу студента, включающую чтение рекомендованной научной литературы, освоение терминологии, сбор и анализ языкового материала при выполнении домашних заданий, умение работать с лингвистическими базами данных.


       Курс предназначен для последовательного  рассмотрения основных проблем современной лингвистической семантики как составной части общей теории языка. Целью данного курса, состоящего из трёх разделов (теория значения; основные направления и школы лингвистической семантики - история лингвистической семантики; методы семантических исследований),  является  формирование у студентов-магистров системных  знаний  истории и современного состояния лингвистической семантики; рассмотрение важнейших проблем семасиологии, не получивших в науке однозначного решения, изучение основных единиц семантической системы (языковых значений) в их системных связях.




Курс даёт знания и навыки сравнительного изучения родственных языков. Курс предназначен для иностранных студентов-магистров направления "Русский язык". 

Курс даёт представление  о синхроническом сопоставлении языков в структурном и функциональном отношении. Курс предназначен для иностранных студентов-магистров направления "Лингвистика".

Цели изучения
дисциплины состоят в систематическом изложении основных проблем
межкультурной коммуникации, овладении основными понятиями и терминологией, а
также в развитии культурной восприимчивости, способности к правильной
интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных
ситуациях межкультурных контактов.
 
Задачи изучения дисциплины:
-      рассмотреть особенности развития межкультурной коммуникации как гуманитарного направления в условиях современной глобализации;
- проследить основные этапы развития межкультурной коммуникации как отдельной отрасли знания и регулярного университетского курса в США, странах Западной Европы и в России;
- овладеть основными понятиями и обозначающими их терминами, принятыми сегодня в теории межкультурной коммуникации (культура, коммуникация, культурная картина мира, языковая картина мира, категоризация культуры; языковая личность, «вторичная» языковая личность, культурный шок и др.);
- уметь применить  в практике межкультурной коммуникации усвоенные теоретические знания, т.е. находить оптимальные способы решения возникающих в ходе межкультурного взаимодействия трудностей с позиций межкультурного релятивизма.